Первые шаги
Кинодебютом Янды стала главная роль в фильме Анджея Вайды «Человек из мрамора» (Człowiek z marmuru). Актриса сыграла уверенную в себе режиссера-ураган , студентку киношколы Агнешку. Шел 1976 год, за плечами у Янды уже были театральные и телевизионные роли — в частности, двумя годами ранее актриса сыграла Машу в «Трех сестрах», легендарном телеспектакле Александра Бардини. Тогда она еще училась на актерском факультете варшавской Государственной высшей театральной школы, которую окончила с отличием в 1975 году.
В «Человеке из мрамора» Агнешка хочет снять документальный фильм о бывшем передовике производства , исчезнувшем в начале 50-х годов. Девушка появляется на экране еще до названия фильма. Она идет по длинным коридорам Польского телевидения в сопровождении редактора, энергично, жестикулирует, кричит на него, объясняя, что она должна сделать этот фильм. На выходе из здания Агнешка смотрит в окна кабинетов телевизионных редакторов, сжимает вытянутую руку в кулак и целует его: «Вот вам!» — демонстрируя свое отношение к системе.
Дебютная роль Агнешки определила дальнейший актерский путь Кристины Янды. Ее в то время критиковали , однако Вайда объяснял, что это не настоящая критика, а режимная. Тем временем, Янда стала одной из ведущих актрис кино морального беспокойства , разоблачавшего деградацию социализма.
Работа с Вайдой
С конца 1970-х Кристина Янда снималась у Анджея Вайды регулярно: в фильмах «Без наркоза» (Bez znieczulenia , 1978), «Дирижер» (Dyrygent, 1979), где заглавную роль исполнил шекспировский актер Джон Гилгуд, лауреат «Оскара» и «Золотого глобуса», «Человек из железа» (Człowiek z żelaza, 1981) — продолжении «Человека из мрамора», а в 2009 году в ленте «Аир» (Tatarak) по рассказу Ярослава Ивашкевича.
Сотрудничая с Яндой , Вайда прекрасно понимал, насколько важна для актрисы гражданская позиция. Он знал, что благодаря ей у него есть возможность высказываться от имени тех, кто говорить не может. В 1985 году, вскоре после окончания военного положения — время еще было неспокойное — Вайда в одном из костелов варшавского района Воля поставил спектакль по поэме Эрнеста Брыля «Навечерье». Апостолы прячутся в месте , где вкушали последнюю вечерю с Христом. Они говорят о своей связи с ним, рассуждают о том, какие последствия могут их настичь. Янда сыграла Марию Магдалину. Перед полным залом, без запасного выхода, еще при коммунистическом режиме, они играли, не зная, сколько провокаторов сидит на церковных скамьях. Перед началом спектаклей Вайда предупреждал актеров: если будут бросать дымовые шашки, нужно отбегать в сторону, иначе люди их затопчут.
Несгибаемая
Фильм «Аир» снимался после смерти мужа Кристины Янды , Эдварда Клосиньского — выдающегося оператора, работавшего с Вайдой, Занусси, Фальком, Махульским и другими режиссерами. Янда написала многостраничный монолог о болезни и умирании мужа и Вайда включил его в сценарий. В длинном кадре, стилизованном под картину Эдварда Хоппера, актриса произносила искренний и глубоко личный монолог, которым завершала важнейшую главу своей жизни, прощалась с главной любовью.
Клосиньский был оператором фильмов , в которых снималась Янда. Они и познакомились на съемочной площадке, когда он сказал актрисе: «Ты выходишь в свет , а позади тебя тьма».
Эдвард Клосиньский умер 5 января 2008 года. В тот вечер Янда вышла на сцену театра «Полония» , который они построили вместе, и сыграла худшую в мире певицу в комедии Питера Куилтера «Несравненная» (режиссер Анджей Домалик).
Я не знала , что со мной происходит. Я села перед зеркалом. Наложила грим и ждала за кулисами полтора часа до начала. Эдвард ставил свет к этому спектаклю. Как я играла — не помню. Помню, что подумала о свете, стоя в его лучах. Я не перепутала ни одного слова, сыграла один из лучших своих спектаклей. Все актеры, которые были со мной на сцене, не могли в это поверить. А я играла словно в другой реальности. Люди все время смеялись. Зрители не знали, что случилось.
Одну из главных кинопремий , Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, Кристина Янда получила за фильм Рышарда Бугайского «Допрос» (Przesłuchanie, 1982). Это история певицы 1950-х годов, которая после одного из концертов напивается в компании и просыпается уже в тюрьме. Служба госбезопасности арестовала ее якобы за торговлю валютой, а на самом деле для того, чтобы она оговорила человека, который обвиняется в измене родине. Во время жестоких допросов певица Антонина Дзивиш подвергается физическим и психическим пыткам. Янда сыграла несгибаемую женщину, которая в самых страшных обстоятельствах продолжает оказывать сопротивление.
В коммунистической Польше прокат фильма был запрещен. Его показывали подпольно. Режиссеру , пытавшемуся спасти ленту от уничтожения, удалось переписать ее на кассеты VHS, за что он расплатился эмиграцией в Канаду. Только после 1989 года , со сменой политической системы в стране, картину показали на Фестивале польских художественных фильмов в Гдыне, а год спустя — на Международном кинофестивале в Каннах, где Янда получила приз за лучшую женскую роль.
Роль в «Допросе» — моя лучшая роль , а Агнешка — главная. Довольно долго я отказывалась от ролей, которые могли бы «разрушить» этот образ.
Кристина Янда снялась почти в 60 польских , французских, немецких фильмах. В их числе — «Мефисто» (Mephisto, 1981) Иштвана Сабо с Клаусом Марией Брандауэром, «Шпион, встань» (Espion, lève-toi, 1981) Ива Буассе с Лино Вентурой и Мишелем Пикколи, «Короткий фильм об убийстве» (Krótki film o zabijaniu, 1987) и «Декалог II» (Dekalog II, 1988) Кшиштофа Кесьлёвского , «Крик жерлянки» (Wróżby Kumaka, 2005) Роберта Глиньского по роману нобелевского лауреата Гюнтера Грасса, «Реверс» (Rewers, 2009) Бориса Ланкоша — лента, собравшая множество наград, и картина «Конец сладкого дня» (Słodki koniec dnia, 2019) Яцека Борцуха, где Янда сыграла польскую поэтессу, неполиткорректную нобелевскую лауреатку. За эту роль она получила Специальный приз жюри кинофестиваля «Сандэнс».
Янда сама не раз вставала по ту сторону камеры , снимая художественные фильмы, телеспектакли и сериалы. Ее режиссерским дебютом стал «Жаворонок» (Pestka, 1995), снятый по одноименному роману Анки Ковальской, активистки демократической оппозиции в ПНР. Главная героиня — зрелая поэтесса, работающая на радио, независимая женщина, которая хочет еще раз пережить любовь. Она начинает роман с женатым мужчиной. Не ждет, что тот оставит жену, семью — просто хочет любви. Оператором фильма был Эдвард Клосиньский. Однажды он уехал с площадки домой, заявив Янде: «Раз ты знаешь , как надо, сама и снимай». Но на следующий день вернулся на съемки. В 1995 году жюри Фестиваля польских художественных фильмов в Гдыне признало «Жаворонка» лучшим режиссерским дебютом.
Театр и политика
Когда в 2005 году Кристина Янда открыла театр «Полония» , а в 2010-м ОХ-театр (OCH-Teatr), многие профессиональные вопросы отошли для нее на второй план. В обоих театрах она занималась руководством, контролировала ремонт, составляла репертуар, ставила спектакли, а по вечерам выходила на сцену.
В театре «Полония» еще шел ремонт , когда Янда поставила там забавную «Штефицу Цвек в когтях жизни» Дубравки Угрешич и свою новую монодраму, мощную и пронзительную «Ухо, горло, нож» по роману известной хорватской писательницы Ведраны Рудан. Героине романа, Тонке Бабич, за пятьдесят. Бессонной ночью перед включенным телевизором она размышляет о войне на Балканах, о соседях, которые убивали соседей, и ее монологу нет конца. Тонку разрывает от ярости. Она берет зрителей в заложники. И не выпустит, пока они не выслушают того, что она хочет сказать, — ведь война забрала у нее все.
В репертуарах своих театров Кристина Янда часто обращается к болезненным темам , борется за независимость мышления. Среди сыгранных ею женщин — Данута В., жена Леха Валенсы , легендарного трибуна и лидера «Солидарности», лауреата Нобелевской премии мира и бывшего президента Польши. Пани Валенса, после долгих лет жизни с героем, решила прервать молчание и выйти из тени. Она написала книгу, в которой рассказывает о том, как в одиночку воспитывала восьмерых детей, как посвятила себя семье, не обходит стороной и разговор об эгоизме своего мужа. Благодаря этой книге она стала эмансипированной, обрела твердую почву под ногами.
Янда купила права для постановки еще до того , как «Мечты и тайны» Дануты Валенсы вышли в свет. Премьера, которая состоялась в октябре 2012 года в театре «Полония», стала большим событием. Кристина Янда сыграла спектакль и в Гданьске , колыбели «Солидарности» , родном городе семьи Валенсы. В начале спектакля актриса ошиблась в именах и датах рождения восьмерых детей. Пришедший на спектакль Лех Валенса крикнул из зала: «Не переживайте , я и сам путаюсь».
Эмансипация — одна из тем , к которым Янда любит обращаться. Дольше всего в ее репертуаре остается монодрама «Ширли Валентайн» Уилли Рассела в постановке Мацея Войтышко, которую актриса играет с 2005 года. Ширли, одинокая в браке, одинокая в семье, разговаривает со стеной. Между приготовлением обеда и мыслями об ужине она рассказывает историю своей неудавшейся жизни. И хочет ее изменить. Уехать в Грецию. Кристина Янда играла этот спектакль в театре «Повшехны» (Teatr Powszechny), где работала много лет. Когда актриса открыла театр «Полония», она по просьбе зрителей перенесла представление туда. В одной только «Полонии» Янда сыграла «Ширли Валентайн» более 420 раз. Есть зрители, которые ходят на эту пьесу годами, произносят текст вместе с актрисой, смеются еще до того, как прозвучит остроумная реплика. После этого спектакля многие женщины решились на развод.
В 2018 году Кристина Янда сыграла в документальном спектакле «Записки из изгнания» (Zapiski z wygnania) в постановке Магды Умер , основанном на воспоминаниях Сабины Бараль, двадцатилетней еврейки, изгнанной из Польши в 1968 году. Тогда, в марте, в результате антисемитской травли около 15 тысяч польских евреев эмигрировали из страны. Как такое могло случиться? В Шестидневной войне 1967 года многие польские граждане поддержали Израиль — в отличие от Советского Союза , который стал на сторону арабов. Под советским давлением коммунистические власти Польши сделали ставку на антисемитизм. Книга Бараль стала своего рода обвинительным актом против Польши. Премьера «Записок из изгнания» состоялась 9 марта, в 50-ю годовщину тех событий.
Для находившегося в то время у власти консервативного правого лагеря Янда , критиковавшая правительство, стала врагом. Ее внесли в черный список на государственном телевидении, и актриса не появлялась на экранах восемь лет. Когда в октябре 2023 года к власти пришла либеральная коалиция , Кристина Янда вернулась на Польское телевидение. А в мае 2024-го сыграла там «Записки из изгнания». Пьесу посмотрело более четверти миллиона зрителей.
***
Жизнь , театр, политика переплетаются и на сцене. Кристина Янда искусно лавирует между ними, объединяет их. Когда она ставила телеспектакль «Тристан и Изольда», оператором был Эдвард Клосиньский. Съемочный день близился к концу, наступили сумерки, и Клосиньский сказал, что уже слишком темно, чтобы снимать. «У меня на площадке статисты , лошади, их вот-вот увезут в Варшаву, снимай! Если любишь, снимай!» — потребовала Янда. И он снимал. Он прекрасно знал , что для Кристины Янды нет ничего невозможного. И что она не отступит. Что в ней есть та самая Агнешка, упорная героиня фильма Анджея Вайды. И если потребуется, она заплатит за свое упрямство. Или переждет.
Перевод Сергея Лукина