Кто стрелял в Куропатах?
Братская могила в Куропатах на окраине Минска. Фото: Василий Федосенко / Reuters / Forum
Издание Минобороны Беларуси опубликовало статью, в которой говорит, что расстрелы в Куропатах осуществляли нацисты, а версия про причастность к ним НКВД — миф, созданный белорусской оппозицией при участии Польши. Можно ли считать это официальной позицией белорусских властей и стоят ли за ней какие-то аргументы?
Газета «Во славу Родины», официальное издание Министерства обороны Республики Беларусь, утверждает, что жертвы НКВД, которые покоятся в урочище Куропаты под Минском, на самом деле были расстреляны немцами во время оккупации. «Миф» о виновности в этом преступлении спецслужб СССР был, как пишет издание, создан с целью очернения советской истории белорусской оппозицией при участии Польши.
«Получая постоянную подпитку от западных покровителей и при поддержке Польши “свядомыя” (так иногда называют оппозиционеров — прим. А.П.), наставив в Куропатах католических крестов, пытаются создать очередной исторический фейк. Якобы сотрудники НКВД, кроме еврейского и белорусского населения, массово расстреливали этнических поляков. Кто они, эти силы, уже давно хорошо известно. В преддверии президентской кампании белорусские националисты ради достижения своих политических целей поставят на чашу весов все с целью компрометации нашей бывшей советской истории», — написано в статье «Куропаты — наглая ложь “свядомых”», опубликованной 21 марта (орфография и пунктуация здесь и в цитатах ниже сохранены — прим.ред).
Газета ссылается на исследования подполковника внутренних войск РБ в отставке Александра Плавинского. После выхода на пенсию он занялся писательством и издал несколько популярно-исторических книг. Одна из них называется «Куропаты у истоков исторической сенсации» и посвящена разоблачению «мифа о советских репрессиях».
Плавинский утверждает, что массовые казни в урочище Куропаты были совершены в 1941-1944 годах немецкими войсками. Расстреляны там были, по его мнению, прежде всего евреи, а единственное, что связывает с Куропатами советские спецслужбы, это тир НКВД, который находился там до войны. В перестроечный период, пишет Плавинский, был создан миф о том, что в лесу покоятся жертвы НКВД, и миф этот по сегодняшний день функционирует в публичном пространстве.
Газета «Во славу Родины» считает, что многочисленные экспертизы, которые проводились в связи с расследованием еще в советское время, а также в 90-е годы, уже в независимой Беларуси, проходили с нарушениями законодательства, а доказательства вины нацистов просто игнорировались и замалчивались.
«Прорыв информационной блокады»
Александр Плавинский очень доволен тем, что издание Министерства обороны подняло тему Куропат.
«На протяжении более тридцати лет миф о Куропатах охраняется его сторонниками подобно "святой корове". С их стороны игнорируются любые аргументы, которые они просто "не замечают". В соответствии с современными политтехнологиями адепты позняковской версии расстрелов в Куропатах изо дня в день подобно мантре повторяют: "Там похоронены жертвы НКВД!"» — так пишет на своей странице в социальной сети Вконтакте сам подполковник Плавинский.
Он считает, что большинство белорусских СМИ сознательно замалчивают его исследования по Куропатам.
«Информационная блокада темы Куропат организована на высшем уровне. Но, вот свершилось чудо! В этом эшелонированном кольце информационной блокады произошел прорыв! Порочный круг лжи, культивируемый более трех десятилетий, разорван!» — радуется Плавинский.
Куропаты — незаживающая рана Беларуси
Куропаты — небольшой лес, который теперь уже находится в черте Минска. Это наиболее известное в Беларуси место захоронения жертв сталинских репрессий. В 30-40-х годах прошлого века именно здесь НКВД приводил в исполнение смертные приговоры. По разным оценкам, в Куропатах было убито выстрелом в затылок от 20 до 250 тысяч человек.
Тайну куропатского леса раскрыли в 1988 году археолог Зенон Позняк и инженер Евгений Шмыгалев. Их статья «Куропаты — дорога смерти», опубликованная в еженедельнике «Літэратура і Мастацтва», повергла в шок белорусское общество и положила начало формированию широкого антикоммунистического движения — Белорусского Народного Фронта.
Отношение белорусских властей к теме Куропат неоднозначное. Президент Александр Лукашенко еще в 90-е годы высказывал сомнения в том, что в Куропатах покоятся жертвы сталинского террора. По его инициативе проводилось специальное расследование, однако и оно подтвердило, что в лесу захоронены люди, расстрелянные НКВД в период 1937-1941.
Тем не менее, тема Куропат, также как и сталинских репрессий в принципе, в Беларуси замалчивается. «Я не сторонник рыть землю или рыться в архивах», — пояснил как-то Лукашенко.
Однако в 2018 году по инициативе властей в Куропатах был открыт мемориальный памятник «Жертвам политических репрессий 30-40-х годов ХХ столетия». Казалось, что таким образом власти окончательно признали тот факт, что в Куропатах покоятся именно жертвы НКВД.
Поворот назад?
Белорусский историк Игорь Кузнецов обращает внимание, что публикация «Во славу Родины» противоречит выводам официальных расследований.
«Белорусской прокуратурой расследование по Куропатам проводилось шесть раз; дважды проводились эксгумации. Никаких доказательств немецкого следа не нашли. В 2017 году заместитель председателя КГБ Игорь Сергеенко, который нынче является главой Администрации Президента, на круглом столе, организованном “Советской Белоруссией”, признал, что людей в Куропатах расстреливал НКВД. Теперь же получается, что газета Министерства обороны все это поставила под сомнение», — сказал «Новой Польше» Кузнецов.
Политолог Валерий Карбалевич из Аналитического Центра «Стратегия», считает, что публикация в газете «Во славу Родины» является результатом просоветских настроений в силовых структурах Беларуси.
«Белорусские силовые структуры традиционно очень консервативны и настроены просоветски. Они в Беларуси сегодня выполняют ту же роль, что и силовики в СССР, поэтому чтят связь с их историей и пытаются ее представить в выгодном свете», — сказал НП Карбалевич.
В Куропатах захоронены и польские граждане, арестованные НКВД после оккупации восточных областей Польши в 1939 году. По одной из версий, тут могут покоиться поляки из так называемого «белорусского катынского списка», раcстрелянные НКВД в 1940 году на территории БССР. Поэтому Куропаты — это обязательный пункт программы для всех официальных польских делегаций. Во время визитов в Беларусь венки в Куропатах возлагали председатель Сената Польши Станислав Карчевский, заместитель председателя Сейма Рышард Терлецкий и десятки других деятелей.
«Вероятно, именно поэтому в контексте Куропат появилось упоминание о Польше», — считает Карбалевич.
Он не рассматривает публикацию в газете «Во славу Родины» как какой-то антипольский жест: по его мнению, это прежде всего сигнал, адресованный внутренней аудитории.