Эмбарго было неожиданным ударом для польских производителей яблок — в этом не сомневается никто. Российский рынок на тот момент составлял 80% экспорта, более миллиона тонн в год. Сначала было уныние, потом подсчет убытков. Мобилизация польского потребителя помогла садоводам несильно: введение моды на польский сидр и сетевой флешмоб «съешь яблоко назло Путину» были не в состоянии спасти ситуацию. И вот, после приступа отчаяния, пришло время приспособиться к переменам. Производители начали искать новые рынки сбыта, и вскоре контейнеры из Польши стали все чаще отправляться непривычными маршрутами.
Однако прежде, чем это случилось, садоводам пришлось посмотреть в глаза новой реальности и ответить себе на вопрос: а что же теперь? В садах на какое-то время буквально затаили дыхание. Павел Пончка, председатель Группы производителей фруктов «Галастер», базирующейся в деревне Вежхучице (Куявско-Поморское воеводство), хорошо помнит этот момент:
— Я происхожу из семьи садоводов. В 1947 году мой отец Альбин Пончка разбил сад на 11-гектарном участке, и до конца 90-х все было прекрасно. Потом, по мере появления гигантских супермаркетов, пришел кризис. Торговые сети начали требовать большого объема доставок, а ведь возможности отдельного хозяйства ограничены. Поддержание старых контрактов и поиск новых были трудной задачей. Тогда был найден выход: организовать группу производителей.
И именно это решение помогло нам справиться годы спустя, когда было введено эмбарго. Возникшая ситуация стала для нас неожиданностью. Мы тогда поставляли яблоки на внутренний рынок, на юг Европы и на восток. Россия не был для нас главным направлением, но, тем не менее, пришлось нелегко: наступило ужесточение рынка, выросла конкуренция и с польскими, и с зарубежными садоводами. В Скандинавии и других европейских странах стали строже требования к качеству, была очень заметна тенденция к падению цен. Сорта яблок, которые популярны в России, особенно Айдаред (а мы, поляки — их крупнейший производитель в Европе) совершенно не пользуются спросом в других странах. В Польше также изменились предпочтения в том, что касается сортов.
И тогда оказалось, что наши прежние инвестиции — высокого класса морозильные камеры и другое оборудование, современно обустроенные сады — позволили нам найти свое место в новой действительности. Несмотря на все трудности, в итоге нам удалось подготовить товар как надо и приспособиться к ситуации. Сейчас большая часть продукции идет за границу: наши яблоки отправляются в Западную Европу, в арабские страны, они хорошо продаются даже в Индии — с гордостью рассказывает Пончка. Он, впрочем, подчеркивает, что ситуация не такая уж радужная.
— Мы держимся на рынке, потому что предлагаем нужный продукт. Мы сделали ставку на сорт Гала, но надо постоянно сохранять бдительность: рынок очень требователен! Достигать результатов, соответствующих евросоюзным нормам, недостаточно, — объясняет он.
Садоводам пришлось выйти из зоны комфорта. Нужно было приспособиться к новым условиям, узнать культуру и требования других стран. Польские производители не только укрепили свои позиции на европейском рынке, но и начали отправлять фрукты в самые дальние уголки мира. Как следует из отчета, опубликованного Союзом предпринимателей и работодателей, с момента введения российского эмбарго торговый баланс Польши неуклонно улучшается, поскольку удалось найти альтернативные рынки сбыта.
Теперь поляки все больше экспортируют продукцию не только в европейские страны, но и в Азию.
Кроме арабских стран и Индии, о которых шла речь выше, польские яблоки попадают во Вьетнам, а также в Китай — здесь удалось воспользоваться значительным упадком местных производителей. Есть и шанс освоить другие рынки, где ощущается нехватка китайских фруктов — а это чуть ли не вся Азия.
Не отстает и европейское направление: например, французские садоводы уже сейчас бьют тревогу и говорят, что они не в состоянии конкурировать с поляками. Импорт польских яблок во Франции в 2018 году составил 13,9 тыс. тонн, что в целых 12 раз превысило показатели предыдущего года.
— Структура экспорта польских яблок меняется. Беларусь, которая раньше импортировала много польских яблок, уменьшает объем закупок. В сезоне 2017/18 с июля по февраль он составил 104 тыс. тонн, а в сезоне 2018/19 — только 82 тыс.тонн. Интересным направлением стал Египет — к марту 2019 мы экспортировали туда 100 тыс. тонн. Безусловно, рынки сбыта нужно диверсифицировать, но выход на новый рынок требует инвестиций, финансовых затрат. Кроме того, необходимы большие партии товара выровненного качества. Так что ситуация, в которой оказались польские производители яблок — это не такая уж идиллия. После 2014 года случилось такое резкое падение цен, что отрасль находится в трудном положении. Садоводы хотели бы вернуться на российский рынок, — объясняет Мирослав Малишевский, председатель Союза садоводов Республики Польша.
24 июня президент России Владимир Путин подписал указ о продлении продуктового эмбарго в отношении стран, принявших санкции против российских чиновников, до конца 2020 года.
— Для нас это очень плохая новость. Мы наладили экспорт в Западную и Южную Европу, в Египет, но, тем не менее, эти рынки не могут компенсировать потерю российского. В этом году сады уже третий раз подряд пострадали от заморозков, и при таких низких ценах уже сейчас многие хозяйства выпадут из игры. Если цены не вырастут, часть из них не переживет и следующий год, — подчеркивает Малишевский.
Садоводы подчеркивают, что даже если бы Москва и Брюссель пришли к какому-то соглашению, отмена санкций не обязательно решила бы проблему. Ведь кроме обычного остается еще фитосанитарное эмбарго, наложенное российским властями практически одновременно с общим именно на польские яблоки: в них якобы были превышены допустимые нормы содержания пестицидов.
Тем временем российские садоводы требуют запрета импорта яблок в течение 9 месяцев в году. Ассоциация питомниководов и садоводов Ставропольского края предлагает привозить в Россию фрукты из-за границы только во II квартале и увеличить пошлину на импорт. Союз «Садоводы Кубани» предлагает опустить НДС на российские фрукты и ягоды до 10% и ограничить импорт яблок, которые поставляются в Россию на основании прогнозов спроса и предложения.
Польским производителям остается только осваивать новые рынки, а также увеличивать производство и экспорт яблочного концентрата. Помочь в этом должен Национальный продуктовый холдинг, который планируется открыть в 2019 году.