Швейцарская марка часов Patek Philippe уже почти два столетия остается одной из самых известных и престижных в мире. Ее выбирают мировые лидеры, бизнесмены, голливудские актеры, звезды футбола и члены королевских семей. Эти часы носили принц Альберт, королева Виктория, Альберт Эйнштейн, Мария Склодовская-Кюри, Уолт Дисней, Пабло Пикассо, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин. Среди современных владельцев — Дональд Трамп, Билл Гейтс, Джейсон Стейтем, Николя Саркози, Александр Квасьневский и многие другие. Марка неизменно ассоциируется с роскошью, традициями и безупречным мастерством.
По разным оценкам, сегодня стоимость компании Patek Philippe достигает порядка 2 миллиардов долларов. Ее часы продаются от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч долларов. Однако некоторые экземпляры бьют все рекорды. Модель Henry Graves Supercomplication, созданная в 30-х годах ХХ века, в 2014 году была продана на аукционе почти за 24 миллиона долларов, став самыми дорогими часами в мире.
Часы Patek Philippe производятся полностью вручную, на их создание требуется от девяти месяцев до двух лет. Для сверхсложных моделей с уникальными механизмами или ограниченных серий весь процесс — от проектирования до завершения — может занимать даже до шести лет. Поговаривают, что директор завода до сих пор лично проверяет каждый хронометр перед подписанием гарантийного талона, чтобы удостовериться, соответствует ли он высоким стандартам, установленным более полутора веков назад основателем бренда Антонием Патеком.
От села под Люблином до Женевы
Антоний Норберт Патек родился 14 июня 1812 года в селе Пяски-Шляхетские под Люблином в семье небогатой польской шляхты. Отец, Йоахим, сначала служил капитаном польской армии, а затем работал писарем казны Герцогства Варшавского. Когда Антонию было 10 лет, Патеки переехали в Варшаву. Спустя несколько лет отец умер, и семья оказалась в трудном финансовом положении. 16-летнему парню пришлось искать работу, чтобы обеспечить себя и близких. А уже через год он вступил в первый польский драгунский полк.

В 1830 году в Варшаве вспыхнуло Ноябрьское восстание, охватившее Царство Польское, а впоследствии Литву, Правобережную Украину и Беларусь. Оно стало частью волны европейских национально-освободительных и революционных движений против господства Российской, Австрийской и Прусской империй. С первых дней Антоний Патек присоединился к борьбе. Он дважды был ранен, дослужился до чина подпоручика Августовской конницы и даже удостоился Золотого Креста ордена Virtuti Militari.
Однако восстание потерпело поражение, что вынудило эмигрировать многих офицеров и солдат польского войска. К этой волне, известной как Великая эмиграция, примкнул и Патек. В октябре 1831 года он пересек прусскую границу, где по приказу генерала Юзефа Бема стал комендантом перевалочного пункта в Бамберге близ Мюнхена, организуя маршруты эвакуации польских повстанцев из Пруссии во Францию. После завершения этой миссии Антоний и сам отправился во Францию в поисках новой жизни.
Сначала Патек поселился в Бурже, затем его направили в Каор на юге Франции, а потом — в Амьен, где он служил наборщиком в типографии. Позже он перебрался в Париж. Однако уже через два года французские власти под давлением российского посольства издали распоряжение, запрещавшее польским эмигрантам селиться на территории Франции. Это заставило многих бывших участников восстания, в том числе и Антония Патека, переехать в Швейцарию, где он нашел новый дом в Женеве.
Часовщик польских патриотов
В Женеве Патек торговал ликерами и винами, одновременно брал уроки живописи у уважаемого пейзажиста Александра Калама. Именно здесь он заинтересовался часовым делом. Будучи начинающим ремесленником, Патек успешно сочетал художественные способности и предпринимательскую жилку: поначалу покупал готовые механизмы часов у женевских мастеров, расписывал корпуса и продавал с прибылью. Благодаря успеху среди покупателей он вскоре смог заказывать оправы хронометров у швейцарских ювелиров, граверов, миниатюристов и эмальеров.
Вскоре, в 1839 году, произошла судьбоносная встреча: Патек познакомился с другим польским эмигрантом, варшавским часовщиком Францишеком Чапеком. Чех по происхождению, Чапек уже несколько лет работал в Швейцарии и владел собственной небольшой мастерской. Объединив усилия, в мае того же года они вместе основали мануфактуру художественных часов — компанию Patek, Czapek & Cie.

На начальном этапе мастерская производила часы на заказ, главным образом для польских эмигрантов и патриотов страны, живших в Швейцарии. Это были преимущественно карманные часы с миниатюрами и надписями патриотического и религиозного содержания, гербами состоятельных клиентов и портретами выдающихся поляков, в частности Николая Коперника, Яна III Собеского, Тадеуша Костюшко, Станислава Понятовского, Адама Мицкевича или даже c образом Богородицы. Работали у них в основном поляки, фирма производила около 200 часов в год.
Благодаря Чапеку Антоний Патек познакомился с семьей Моро и встретил их племянницу, дочь французских торговцев Мари Денизар, на которой вскоре женился. У супругов родилось трое детей: первый сын, Болеслав, прожил всего несколько месяцев и умер, однако впоследствии родились сын Леон и дочь Мария.
Фирма Patek, Czapek & Cie становилась все более популярной, увеличивала штат и производство, которое уже достигало нескольких сотен экземпляров ежегодно. Штаб-квартиру компании разместили на престижной набережной Генерала Гизана в Женеве.
Однако несколько лет сотрудничества принесли не только успехи, но и конфликты. В 1845 году, после истечения шестилетнего договора о партнерстве, Патек и Чапек разошлись.
Францишек Чапек пытался продолжать развивать часовое дело и в 1851 году вместе с Юлиушем Гузевским, также польским мигрантом, основал компанию Czapek & Cie. В 1854 году им удалось открыть мануфактуру в Варшаве, а через несколько лет — еще одну в Париже. Предприятие просуществовало до 1869 года. Чапек также стал автором первой книги по истории часового дела на польском языке, изданной в 1850 году в Лейпциге. Однако, лишенный предпринимательской смекалки, Францишек окончил дни в забвении в 1895 году.
Часовщик для королей
Антоний Патек тоже основал собственную компанию, пригласив на должность технического директора Адриена Филиппа, с которым познакомился в 1844 году на Парижской промышленной выставке. Адриен был французским часовщиком, который изобрел механизм завода часов с помощью коронки, устраняющий потребность в заводном ключике. Так началась история фирмы Patek & Cie, которая семь лет спустя, в 1851 году, при участии инвестора Винцентия Гостковского, получила новое название — Patek Philippe & Co, тогда Филипп стал полноправным партнером.
В том же году мануфактура впервые представила свои изделия на Всемирной выставке в Лондоне, где получила золотую медаль. Особое внимание посетителей привлекли часы без ключика. Новинку высоко оценила и королева Виктория — она купила бирюзовые карманные часы с цветочным орнаментом и бриллиантовой резьбой в виде розы, которые носила на платье как брошь.

Новость, что сама королева Великобритании покупает изделия Patek Philippe, стремительно разнеслась по Европе — заказы посыпались со всех сторон. Буквально за пару лет мануфактура стала любимицей мировых богачей: ее часы носили монархи, аристократы, банкиры и буржуазия — все, кто мог позволить себе эти изящные произведения искусства.
Вскоре часы Patek Philippe приобрел и принц Альберт. А в 1867 году датская королева Луиза заказала карманные часы в качестве подарка для мужа, короля Кристиана IX, в честь 25-й годовщины заключения брака. На задней крышке изделия красовался миниатюрный портрет королевы, выполненный эмалью, а на передней — синий эмалевый орнамент с бриллиантами, изображавший их инициалы, переплетенные лентой с шестью золотыми звездами.
В последующие десятилетия клиентами компании стали египетский принц Хусейн Камиль и итальянский король Виктор Эммануил III. Так бренд получил славу «короля брендов и бренда королей».
Слава польского эмигранта быстро достигла и Рима: папа Пий IX не только носил часы Patek Philippe, но и, как говорят, предоставил Антонию Патеку титул графа.
Патек и Филипп не остановились на достигнутом. В поиске новых решений они принялись экспериментировать с наручными моделями. В 1868 году компания создала одни из первых в мире наручных часов, владелицей которых стала венгерская княгиня Коссович. С тех пор Patek Philippe стала первой в мире мануфактурой, начавшей массовое производство наручных часов. В дальнейшем компания получила более восьмидесяти различных патентов и сотни международных наград.

В компании Адриен Филипп занимался совершенствованием методов производства и разработкой новых функций и инноваций. Антоний Патек, в свою очередь, уделял внимание отделке часов: он использовал традиционные женевские техники — эмалирование, миниатюры, гравировку, гильоширование, маркетри и инкрустацию драгоценными камнями. Эти художественные техники остаются характерными для Patek Philippe и по сей день.
Патек также отвечал за маркетинг и наращивание торговых контактов. Его многочисленные поездки в Англию, США и Россию обеспечили компании международную репутацию.
Преданность отечеству
Получив в 1843 году швейцарское гражданство, Антоний Патек до конца жизни оставался преданным польским патриотом. Он активно поддерживал соотечественников в изгнании и участвовал в жизни эмиграционных сообществ. В 1838 году в Женеве Патек основал благотворительную организацию Skarbuna Polska для поддержки польских эмигрантов. В начале 1840-х он способствовал открытию Польской библиотеки и читальни. Впоследствии стал членом Польского демократического общества, а также корреспондентом Общества народного просвещения и получил полномочия собирать средства для польской школы Батиньоль в Париже.
Во время Весны народов 1848 года Патек материально поддерживал освободительные движения и даже тайно ездил во Франкфурт-на-Майне, где 6 марта выступил с предложением созвать эмиграционный Польский сейм.
После поражения Январского восстания 1863 года он активно помогал беженцам, поддерживал польскую молодежь за рубежом и охотно нанимал в свою мануфактуру часовщиков из Царства Польского.
Даже в художественном оформлении часов для польских аристократов Патек использовал религиозно-патриотические символы, подчеркивая свою преданность родине.
Наследие Антония Патека
Антоний Норберт Патек скончался 1 марта 1877 года в Женеве. Его похоронили на кладбище Шатлен — втором по старшинству некрополе города, основанном в 1854 году на правом берегу Роны.
После его смерти компания несколько раз меняла владельцев, но не название. Руководство компанией взял на себя Жозеф Филипп, сын Адриена, а к партнерству присоединились Антуан Бенасси — зять Жозефа, и Леон Патек — сын Антония, который не проявлял особого интереса к часовому делу. Компания продолжала совершенствовать сложные механизмы и внедрять технические новшества.
Однако Первая мировая война и Великая депрессия сказались и на отрасли роскошных изделий: покупательная способность клиентов значительно снизилась, поэтому компании пришлось искать инвесторов. Это подготовило почву для того, что в 1932 году предприятие приобрели братья Карл и Жан Штерны. С тех пор компания носит название Patek Philippe S.A., а семья Штернов возглавляет ее уже четвертое поколение.
В ноябре 2001 года в Женеве открылся музей Patek Philippe, где можно увидеть одну из крупнейших коллекций часов, а также портрет основателя компании Антония Патека.

Не забыли о знаменитом уроженце и на родине: в 2009 году Польская почта выпустила марку номиналом 1,55 злотых с изображением Антония Патека. Его именем названа улица в селе Скужеве недалеко от Познани, а в родных Пяски-Шляхетских открыли памятную доску в его честь.
В 2024 году об Антонии Патеке вышел художественно-документальный фильм «Антоний Патек. Патриот и часовщик» режиссера Кшиштофа Палюшиньского, а чуть ранее Беньямин Чапля издал книгу «Антоний Патек. Часовщик королей. По следам жизни».
Переводчик с украинского Полина Козеренко, редактор Ольга Чехова