Идеи

Почему украинское зерно стало проблемой для Центральной Европы

Сбор урожая зерна. Фото: Михал Косьць / Forum

Сбор урожая зерна. Фото: Михал Косьць / Forum

С середины июля временный запрет на импорт украинского зерна остается самой актуальной темой в отношениях между Украиной и Польшей. Для того, чтобы понять, почему этот вопрос так важен для Киева, его следует рассмотреть в более широком контексте.

До полномасштабной российской агрессии не менее 90 % украинского экспорта отправлялось за границу из портов на Черном море. Как известно , после начала большой войны Россия заблокировала этот путь. Правда, с сентября 2022 года по июль 2023-го в трех украинских черноморских портах действовал зерновой коридор, который, однако, решал проблему лишь частично.

Прежде чем Россия 17 июля снова заблокировала морской путь , по нему удалось экспортировать 32,9 миллиона тонн украинской сельскохозяйственной продукции, 58 % которой составляла кукуруза, а 27 % — пшеница. Чуть больше половины этих грузов (16,7 миллиона тонн) было доставлено в страны ЕС.

После 24 февраля 2022 года Украина начала искать новые пути для своего экспорта , прежде всего, аграрно-продовольственного. Выбора не оставалось: единственная альтернатива — дунайские порты и железнодорожное сообщение с пограничными странами ЕС (Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией).

Для того чтобы улучшить ситуацию в экономике Украины , в июне прошлого года Европейский союз согласился временно отменить пошлину на украинскую сельскохозяйственную продукцию. Решение было беспрецедентным: никогда прежде подобные меры не предпринимались, поскольку ЕС ревностно защищает доступ к своему рынку.

По прошествии нескольких месяцев соседние с Украиной страны ЕС стали ощущать последствия беспошлинного ввоза более дешевой украинской аграрной продукции.

Яцек Пехота , председатель Польско-украинской экономической палаты

Мы в одночасье открыли границы и доступ к рынку ЕС. Практически без каких-либо требований к украинскому сельскому хозяйству. Таким образом нашим предпринимателям приходится иметь дело с конкурентом , который может работать на более выгодных условиях.

В мае Европейская комиссия под давлением пяти государств — Польши , Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии — временно запретила импорт украинской кукурузы, пшеницы, рапса и подсолнечника в эти страны. Однако, что важно, не запретила полностью украинский сельскохозяйственный экспорт, и продукцию по-прежнему можно беспошлинно ввозить в ЕС.

Почему на конкуренцию с украинским зерном пожаловались именно эти пять государств? Потому что из 29 ,5 миллиона тонн украинской кукурузы, пшеницы, рапса и подсолнечника, которые Украина экспортировала в ЕС с февраля 2022 года по май 2023-го, в эти страны попало 38,2 % (11,3 миллиона тонн), из них 13,3 % (3,93 миллиона тонн) в Польшу. Обусловлено это тем, что сухопутные перевозки (железнодорожный и автомобильный транспорт) значительно дороже морских, и украинским экспортерам зерна выгоднее продавать его на самом близком рынке. Доставка в более отдаленные государства ЕС или другие страны мира становится нерентабельной.

Всего с февраля 2022 года Польша , Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария закупили украинскую кукурузу, рапс, пшеницу и подсолнечник на 4,03 миллиарда евро (все цифры в тексте приводятся по данным Евростата). Как именно данные объемы распределялись между пятью странами, показано на приведенной ниже диаграмме. Польша закупила больше всего кукурузы (556 миллионов евро), рапса (414 миллиона евро) и пшеницы (201 миллион евро).

Стоит отметить , что, несмотря на запрет ввоза в эти страны четырех украинских сельскохозяйственных продуктов, украинский аграрно-продовольственный экспорт на рынки ЕС продолжает стремительно расти.

Рассмотрим пример Польши. В 2022 году Украина продала на польском рынке аграрно-продовольственных продуктов на сумму , которая более чем втрое превышает объем 2021 года. А в период с января по май 2023 года объем продаж был почти равен показателю за весь 2021 год.

Важно , что, если даже из украинского аграрно-продовольственного экспорта в Польшу за январь — май 2023 года вычесть продукцию, которая в мае была запрещена (кукуруза, пшеница, рапс, подсолнечник), то остается 600 миллионов евро украинских продаж на польском рынке. А эта сумма более чем вдвое превышает объемы за аналогичный период 2021 года.

Какие же выводы можно сделать из приведенного выше анализа?

Во-первых , пять стран ЕС заблокировали поставки на свой рынок лишь части украинского сельскохозяйственного экспорта (упомянутые четыре продукта), а остальные по-прежнему можно ввозить беспошлинно. Причиной блокировки стал не только важный фактор конкуренции более дешевых зерновых из Украины, что вызывает недовольство аграриев, но и приближающиеся парламентские выборы в Словакии и Польше (30 сентября и 15 октября соответственно). Не удивительно , что политики заботятся о своих избирателях из аграрного сектора.

Во-вторых , Польша, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария не запретили украинский транзит через свои территории четырех сельскохозяйственных продуктов. На это следует обратить особое внимание, поскольку некоторые украинские СМИ иногда ошибочно утверждают, что транзит запрещен. Дезинформации во многом поспособствовал твит украинского премьер-министра Дениса Шмыгаля, написанный 20 июля:

Денис Шмыгаль

Россия сорвала зерновую инициативу , разрушает инфраструктуру черноморских портов, в очередной раз провоцирует всемирный продовольственный кризис.

В это критическое время Польша намерена и далее блокировать экспорт украинского зерна в ЕС. Это недружественный и популистский шаг, который сильно ударит по всемирной продовольственной безопасности и экономике Украины.

Призываем партнеров и Еврокомиссию обеспечить бесперебойный экспорт украинского продовольствия в ЕС. Это солидарность не только с Украиной, но и со всем миром, который нуждается в нашем зерне.

Нервозность Киева Можно понять , ведь не случайно пост Шмыгаля появился через три дня после того, как Россия заблокировала украинский зерновой коридор через Черное море. Однако, принимая во внимание союзнические отношения между Польшей и Украиной, подобное заявление высокопоставленного политика выглядит, по меньшей мере, странным. Польшу критикуют и другие украинские политики, при этом они — что удивительно — не критикуют Словакию, Венгрию, Румынию и Болгарию, которые ввели идентичный запрет.

В-третьих , из-за введенного временного запрета (он действует до 15 сентября, но, скорее всего, будет продлен до конца года), доходы Украины от сельскохозяйственного экспорта в Польшу, действительно, снизились в сравнении с прибылью, полученной до мая 2023 года, но они по-прежнему значительно выше, чем до начала полномасштабной войны. Кроме того, Киев, кажется, забывает, что именно Польша и другие страны Центральной Европы (за исключением Венгрии) после 24 февраля выделили на помощь Украине самые большие суммы в соотношении со своим ВВП. Согласно подсчетам Кильского института мировой экономики, их помощь Украине (включая поддержку беженцев) в общей сложности составляет 3,2 % польского ВВП, 1,7 % словацкого ВВП, 1,7 % болгарского ВВП, 0,6 % румынского ВВП. Об этом необходимо помнить, в противном случае создается впечатление, что в своей критике запрета импорта украинского зерна Киев в некоторой степени ведет себя как слон в посудной лавке.

В-четвертых , напряженную ситуацию с зерном можно легко разрешить, если международное сообщество заставит Россию отказаться от бандитского блокирования украинского экспорта через Черное море. Следует также помнить, что, не снимая блокаду, Россия не только углубляет кризис украинской экономики, но и создает ненужное напряжение между Украиной и Польшей.

Перевод Сергея Лукина

22 августа 2023