В X веке рома покинули индийский субконтинент — так началась их миграция, растянувшаяся на много веков. В Польшу рома прибыли в начале XV столетия: первое письменное упоминание о них датируется 1401 годом, когда в списках краковских горожан появляется информация о жителе ромского происхождения.
Ситуация рома на польских землях выглядела намного лучше, чем в других европейских странах, где их притесняли и преследовали. Несмотря на то, что с середины XVI века против них вводились законодательные ограничения (первое было принято во время правления Сигизмунда Августа в 1557 году), они не применялись на практике и у них не было реальной силы.
В середине XVII века решением королевской канцелярии была создана должность ромского начальника, который, пользуясь данными ему полномочиями, возглавлял ромское сообщество. Вслед за польскими королями магнаты (Сангушки и Радзивиллы, которые не считали рома преступниками и бродягами, а скорее видели в них пользу) назначали особых ромских правителей и наделяли их охранными грамотами по образцу королевских.

С середины XVII века польские короли ставили цыганскими правителями только представителей польской шляхты, за исключением 1652 года, когда первым задокументированным ромским главой стал Матиаш Королевич, главным образом за «многочисленные военные и личные заслуги» перед королем.
В круг обязанностей «цыганских королей» входили надзор за рома, наказание и сбор с них дани, но также — защита интересов ромского сообщества, с чем «короли» справлялись плохо.
Магнаты Радзивиллы назначали своих «цыганских королей», власть которых распространялась на рома, живших на землях княжеского рода. В 1778 году виленский воевода Кароль Станислав Радзивилл назначил ромским главой мирского мещанина Яна Марцинкевича. Марцинкевич возглавлял рома в Мире Мир — поселок городского типа на реке Миранка в Гродненской области Беларуси. в течение 12 лет. Правил, судил, а также заведовал «Сморгонской медвежьей академией». Шуточное название школы дрессировки медведей, основанной в XVII веке князьями Радзивиллами в Сморгони (в настоящее время город в Гродненской области Беларуси).
«Медвежья академия»
Так называемая академия «воспитывала» молодых медведей, которых под ее опеку отдавали магнатские и другие шляхетские семьи. В Литве даже существовала неписанная традиция: при каждом дворе обязательно должен быть хотя бы один дрессированный, выучившийся танцевать медведь. Обладание таким «образованным» зверем считалось признаком хорошего вкуса и повышало престиж владельца. В академию принимались только самцы.

Методы ромских дрессировщиков едва ли можно назвать гуманными: животных заставляли слушаться, прижигая передние лапы или ударяя дубовой палкой.
Обучение продолжалось шесть лет. Все это время владельцы покрывали расходы на содержание питомцев. К каждому медведю был приставлен ромский гувернер.
Обучение велось так, чтобы изысканные манеры воспитанников формировались с самых младых лет, в будущем дав плоды в виде галантности, изящного танца и мягкости поведения, так необходимых каждому воспитанному существу, чья судьба — покинуть домашний очаг и блистать в высшем свете.
Выпускники академии блистали на балах и пирах в магнатских владениях не только в Речи Посполитой, но и в других странах тогдашней Европы.
После смерти Кароля Радзивилла, щедро жертвовавшего на академию, для школы наступили тяжелые времена. «Мохнатым студентам» вместе с их дрессировщиками пришлось отправиться на гастроли по городам и шляхетским дворам, демонстрируя различные фокусы, зарабатывать деньги, значительный процент из которых, разумеется, оседал в кассе Сморгонской академии.
Из-за разделов Речи Посполитой и постепенного разорения магнатских дворов постепенно приходила в упадок и Сморгонская академия. Во время Ноябрьского восстания 1830–1831 годов ее закрыли, однако рома с медведями не исчезли из пейзажа польских сел и городов. Их услуги продолжали пользоваться большим спросом.
Разделы Польши и межвоенное двадцатилетие
Положение рома на польских землях ухудшилось в середине XIX века. В то время во всех частях разделенной между Австрией, Россией и Пруссией Польши власти ужесточили свою политику в отношении рома. Они оказались под постоянным контролем, полиция все чаще преследовала их и арестовывала — из-за кочевого образа жизни. Разумеется, это привело к враждебному отношению рома к государственным институциям, которые ассоциировались у них с несправедливостью и гонениями, поэтому ромское сообщество все больше замыкалось в собственном мире. Эта тенденция сохранилась и в независимой Польше.
Тогдашние польские власти не вели статистику ромского населения, но, по оценкам, во Второй Речи Посполитой жило от 30 до 50 тысяч рома.
Власти независимой Польши были не слишком лояльны к рома что проявлялось, среди прочего, в многочисленных проверочных акциях, которые проводила полиция. Сам их внешний вид становился предлогом для задержаний и допросов.
Пресса часто публиковала статьи, представляющие рома в неприглядном виде, что укрепляло стереотипы и предрассудки в отношении их сообщества. Неудивительно, что многие компании отказывались брать рома на работу. Кроме того, в деревнях и небольших городах постоянно возникали конфликты между местными жителями и рома.
В 1918–1939 годах, однако, произошло и много положительных изменений: был создан Союз рома, который интегрировал ромское сообщество, отвечал за различные образовательные инициативы, организовывал музыкальные ансамбли и театральные коллективы, популяризировавшие ромскую культуру. В деревнях и небольших городках именно к рома обращались как к искусным кузнецам и умелым слесарям, покупали у них разнообразные товары, которые они предлагали, ходя от дома к дому. Рома также служили в польской армии, в том числе в самом элитном подразделении уланов.
К рома, хотя те и оставались нежелательным «элементом», относились терпимо. Они жили обособленно, в закрытых анклавах, поддерживая кочевой образ жизни. Все изменилось в 1933 году, когда к власти в Германии пришли нацисты.
Геноцид рома
В 1930-е годы в Германии уже существовала многовековая традиция антиромского законодательства. Преследовать рома начали, еще когда их первые группы прибыли на немецкоязычные земли — их считали чужаками.
Рома, которые вели кочевой образ жизни и не имели постоянной работы, невозможно было включить в налоговый реестр. Они нарушали ганзейские законы, Ганза — уния свободных немецких городов во главе с Любеком и торговых гильдий, которая поддерживала и защищала торговлю от феодалов и пиратов в Северной Европе в XIV-XVII веках. за что их часто сурово карали. Кроме того, рома обвиняли в шпионаже в пользу мусульман, которых, правда, в то время мало кто встречал, но о них ходили страшные слухи. Смуглая кожа, непонятные обычаи и поведение, странная одежда, не включенность в христианскую культуру еще более утверждали оседлые общества тогдашней Европы в предубеждениях и отрицательных стереотипах по отношению к рома.
Начиная с XIX столетия ученые в Германии и других европейских странах писали о рома и евреях как о людях «низшей категории», часто наделяя их эпитетом «позорного пятна на человечестве».
Такого рода убеждения кристаллизовались в откровенно расистские настроения и взгляды. Например, в Германии ужесточались дискриминационные законы, касавшиеся рома, там прошла конференция «Цыганский сброд», задерживались кочующие цыганские таборы.
В 1920–1930-х годах действовало Центральное немецкое бюро по борьбе с цыганами: чтобы обеспечить «гражданскую безопасность», всех представителей ромской национальности регистрировали в полицейских картотеках. Рома и евреев считали гражданами второго сорта.
Окончательное решение еврейского и ромского вопроса ускорила оккупация Польши, ставшей самой массовой могилой для еврейского и ромского народов. Доктор Ветцель и доктор Хехт, статистики будущих жертв, писали 5 ноября 1939 года о 100 тысячах рома и других «низших» народов, подлежащих депортации на территорию Польши.
27 сентября 1939 года на совещании Главного управления имперской безопасности, в частности, было вынесено решение о депортации 30 тысяч рома с территории рейха в оккупированную Польшу, чтобы потом уничтожить их в лагерях смерти Кульмхоф (в Хелмно) и Аушвиц (в Освенциме). Решение не замедлили исполнить.

Гетто, концлагеря и братские могилы
На совещании высокопоставленных функционеров Третьего рейха в Праге было решено, что наиболее подходящее место для депортации рома — это Лодзь. С 9 по 11 ноября 1941 года туда было отправлено пять поездов с рома (в основном из Варшавы и окрестностей), в каждом — по тысяче человек. Тогда же нацисты депортировали в Лодзь 20 тысяч евреев из Германии, Австрии, Чехословакии и Люксембурга.
Среди 5 тысяч депортированных рома было 2 689 детей. Они стали первыми жертвами-рома в Лодзинском гетто — из-за нечеловеческих условий содержания там свирепствовали инфекционные заболевания, в основном тиф, от которого гибли и дети, и взрослые. В первые несколько месяцев в Лодзинском гетто умерло более 600 рома, еще многих, в том числе детей, повесили или задушили.
В январе 1942 года большинство рома из Лодзинского гетто (но также из других регионов оккупированной Польши) депортировали группами по 200-300 человек в лагерь смерти Кульмхоф, где их уничтожили.
После директивы Рейнхарда Гейдриха, одного из главных архитекторов плана «окончательного решения ромского вопроса», о необходимости уничтожать «всех евреев, цыган и психически больных», Генрих Гиммлер приказал депортировать в Аушвиц-Биркенау всех рома, которые еще оставались на оккупированных территориях.
В конце 1942 — начале 1943 годов в Аушвиц был построен отдельный так называемый цыганский лагерь, куда уже в феврале 1943-го прибыл первый эшелон с рома. В общей сложности в Аушвиц было депортировано около 23 тысяч рома, граждан почти всех европейских стран.

Обязанности врача «цыганского лагеря» выполнял доктор Йозеф Менгеле, который проводил на узниках, в том числе на детях, жестокие медицинские эксперименты. Нацистские врачи проводили опыты над ромскими узниками и в других лагерях: Равенсбрюк, Нацвейлер-Штрутгоф и Заксенхаузен.
Из 23 тысяч депортированных в Аушвиц рома 21 тысяча была убита в газовых камерах или умерла от инфекционных заболеваний, голода, холода, рабского труда.
Кога в июне 1941 года Германия напала на Советский Союз, в тылу немецких войск шли специальные подразделения СС, так называемые айнзацгруппы — карательные отряды. Их путь обозначен массовыми казнями, изнасилованиями, поджогами, пытками. На территориях Литвы, Латвии, Украины и других стран находится множество безымянных братских могил, где вместе лежат останки зверски убитых евреев и рома.
Судьба рома в оккупированных странах зависела от местных условий и обстоятельств. Как правило, нацисты интернировали рома, а затем депортировали их в Германию или Польшу, где принуждали их работать или убивали. Многих рома из Польши, Нидерландов, Венгрии, Италии, Югославии и Албании расстреляли или переместили в концентрационные лагеря, где впоследствии уничтожили.
Параимос на языке цифр
Трудно определить, сколько рома было убито во время геноцида (сами рома называют его Параи́мос, что означает «поглощать» или «ликвидировать»). Проблема, прежде всего, состоит в том, что в довоенной Европе не велась статистика численности ромского населения. Кроме того, значительная часть нацистской документации до сих пор до конца не изучена, и имена многих убийц и мучителей не названы.
Рома массово убивали в лесах и безымянных местах во время их кочеваний. Установить места этих массовых преступлений спустя более 60 лет после их совершения практически невозможно.
По приблизительным оценкам, во время Второй мировой войны погибло около полумиллиона рома.
После окончания войны никто не выступил в защиту ромских жертв перед Нюрнбергским трибуналом. Рома как нации не было выплачено никаких компенсаций. Правда, было несколько случаев индивидуальных репараций, но и их выплатили только спустя десятилетия.
Рома в ПНР
Когда после войны к власти в Польше пришли коммунисты, они начали процесс насильственной ассимиляции рома — их в стране тогда насчитывалось около 15 тысяч — поскольку культурные и этнические отличия ромского сообщества подрывали коммунистическую пропаганду, утверждающую, что Польская Народная Республика — этнически однородная страна, где живут исключительно поляки.
С каждым годом аппаратчики, спецслужбы, милиция и прокуратура оказывали все большее давление, добиваясь принудительного расселения кочующих ромских групп.
Кульминацией стал 1964 год, когда милиция провела очередную акцию по регистрации и контролю таборов. Кочующих цыган «поощряли» к оседлости, угрожая санкциями в случае отказа.
Передвигающихся на повозках рома карали по законам о публичных собраниях (незаконное пребывание большого количества людей в одном месте), о борьбе с инфекционными заболеваниями (пренебрежение обязанностью делать прививки), о противопожарной безопасности (разжигание костров в лесу, отсутствие противопожарных средств) и об обязательном образовании (детей не отдавали в школы).
Строгий контроль за соблюдением этих законов, штрафы и аресты, ускоренные судебные процессы — все это привело к тому, что к середине 1970-х годов ромские таборы перестали кочевать.
Независимая Польша
С началом политическо-экономических преобразований 1989 года для рома, особенно для оседлой группы бергитка рома, начались тяжелые времена. Крупные промышленные предприятия закрывались или сокращали штат сотрудников и первыми, кто подпадал под увольнения, были рома. Таким образом ромское сообщество столкнулось с массовой безработицей, их материальное положение резко ухудшилось. Одновременно в польском обществе усилились антиромские настроения, иногда доходило до беспорядков (как, например, в городке Млава в 1991 году). Многие рома эмигрировали на запад, в основном в Великобританию, Германию и Швецию.
Между тем, в независимой Польше, как и в других странах Центральной и Восточной Европы, на смену коммунистической политики ассимилирования и аккультурации пришла политика интеграции и диалога. Государство всячески содействовало (в том числе законодательно) тому, чтобы рома стали полноправными членами гражданского общества, сохранив при этом культурную и этническую самобытность. Можно ли процесс интеграции рома назвать успешным? Увы, нет.
Рома до сих пор сталкиваются с дискриминацией, расизмом и ксенофобией, маргинализацией на рынке труда (работодатели относятся к рома хуже), в системе образования, они испытывают проблемы с доступом к жилищному фонду и медицинскому обслуживанию.
И все же в этой сфере есть значительный прогресс. Так, все больше ромских детей ходят школу, все больше взрослых рома получают среднее и высшее образование.
В Польше создано множество организаций, учреждений и ассоциаций, работающих в интересах ромской общины. Самое большая и наиболее активная — Союз рома Польши, основанный в 1992 году. Именно благодаря его усилиям Международным днем памяти о геноциде рома и синти официально признано 2 августа — когда в 1944 году нацисты ликвидировали ромский лагерь в Аушвице-Биркенау. С февраля 2024 года в Освенциме работает Центр истории и культуры рома.
Кроме того, в Польше организуются разнообразные фестивали ромской культуры. Самый известный — международный фестиваль Romane Dyvesa, который проходит в городке Гожув-Велькопольский на западе Польши с 1989 года. Его основал известный ромский композитор и поэт Эдвард Дембицкий, в 1955 году создавший там же Ромский музыкальный театр Terno. Ежегодно в Цехоцинеке (Куявско-Поморское воеводство) проводится международный фестиваль «Ромское лето», а в Кракове — Дни ромской культуры.

Ромское сообщество сегодня
Ромское сообщество в Польше — довольно неоднородное. С 70-х годов XIX века оно делится на четыре группы: кэлдэрары (котляры), ловари (торговцы лошадьми), польска рома и бергитка рома, прибывшие на польские земли из Румынии, Венгрии, Трансильвании, Германии и Австро-Венгрии.
Такое разделение рома сохраняется до сих пор и связано оно не только с исторической традицией, но прежде всего с различным отношением к ромским обычаям и неписаным кодексом поведения.
Благодаря европейской интеграции и включению стран Центральной и Восточной Европы в структуры ЕС рома стали крупнейшим национальным меньшинством Европы. По данным переписи населения, проведенной в Польше в 2021 году, около 13,3 тысячи польских граждан заявляют о своей принадлежности к рома (в 2011 году их было 16,7 тысячи).
Новое поколение, однако, выросшее в иной социально-культурной реальности, чем их родители, бабушки и дедушки, все больше отдаляется от ромской традиции, культуры и языка. Огромную роль в этом играют интернет и социальные сети — основной способ их коммуникации с миром.
Среди молодых рома преобладает более либеральное отношение к правилам и запретам, укоренившимся в ромской культуре, они более открыты миру и не хотят жить в изоляции. Новым явлением среди рома стала эмансипация женщин, которые все чаще вместо традиционной роли матери и жены, хранительницы семейного очага, выбирают образование, профессиональное развитие, личную и материальную независимость, отказываясь от патерналистской модели ромской семьи.
Молодые ромки успешно строят карьеру, пробиваясь в мейнстрим. Успешным примером могут служить Малгожата Мирга-Тас, художница, скульптор, активистка и лауреат премии Paszport Polityki Премия, учрежденная в 1993 году журналом Polityka. Присуждается в семи номинациях: книга, кино, театр, классическая музыка, изобразительное искусство и эстрада, а с 2016 года — цифровая культура., или Вики Габор, победительница конкурса «Детское Евровидение — 2019».
Материальный прогресс, развитие образования, и как следствие более высокая степень вовлеченности в общественную и социальную жизнь — явление безусловно положительное. Однако, возникают опасения, что процесс отчуждения от ромской культуры будет усиливаться. С ростом материального благосостояния, интеграции и образования молодое поколение будет в гораздо большей степени формироваться под влиянием культурных моделей общества большинства.
Поэтому для рома, народа без государства, без земли, все последнее тысячелетие проведшего в скитаниях, так важно сохранить свои культуру и язык, на которых основана их идентичность.
Перевод Полины Козеренко