Люди

Самый таинственный миллиардер Польши

Иллюстративное фото. Источник: пресс-материалы

Иллюстративное фото. Источник: пресс-материалы

Основатель и акционер одной из крупнейших сетей супермаркетов в Польше. Человек, о котором почти ничего неизвестно. Он не общается с прессой, не пользуется электронной почтой и использует старый телефон, номер которого известен только самым близким. Что еще мы знаем о Томаше Бернацком?

В последнем рейтинге Wprost Томаш Бернацкий в третий раз подряд признан самым богатым человеком в Польше. Он единственный поляк, вошедший в индекс Bloomberg Billionaires Index. По состоянию на 9 июля 2025 года его состояние оценивается в 28 миллиардов злотых. 7,6 миллиарда долларов США Это дает ему  481 место в списке богатейших людей мира.

Гигантское состояние Бернацкого почти полностью основано на доле в компании Dino Polska, которой принадлежит, в частности, сеть магазинов Dino. Свой первый магазин Томаш Бернацкий открыл в Гостыне, когда ему было всего 26 лет. Сегодня Dino — это более 2 800 магазинов по всей стране. И они успешно выдерживают огромную конкуренцию со стороны таких сетей, как Biedronka и Lidl.

Миллионер из Челюсцина

Томаш Бернацкий родился в 1973 году в небольшой деревне Челюсцин. Известно, что в 1993 году его семья основала мясокомбинат Biernacki. Сегодня компанией — ставшей одним из крупнейших производителей говядины в Польше, — владеет брат Томаша, Войцех. Сам Томаш в 2003 году приобрел контрольный пакет акций ZM Agro-Rydzyna. По сей день ZM Agro-Rydzyna отвечает за поставку мясных продуктов в супермаркеты Dino, что также способствовало успеху сети.

Территория мясокомбината Biernacki. Источник: cenyrolnicze.pl

В 2007 году Бернацкий реорганизовал свой бизнес и создал компанию Dino Polska. До 2010 года он занимал в ней президентский пост. С тех пор (и до настоящего времени) он официально остается председателем наблюдательного совета, а повседневное управление делегировал менеджерам.

Пишите письма

Томаш Бернацкий знаменит не только своими успехами на рынке, но и необычным стилем управления. Несмотря на формальный выход из состава наблюдательного совета, де-факто он по-прежнему руководит компанией. В 2023 году портал money.pl поговорил с одним из его коллег, который заявил, что правление из трех человек существует только потому, что «какое-то правление должно быть».

Говорят, он пользуется старым телефоном, чтобы снизить риск прослушивания. Его номер есть только у закрытого круга близких ему людей. Он не пользуется рабочей электронной почтой (более того, на его имя не заведено ни одного рабочего почтового ящика). Единственный способ связаться с ним — это традиционное письмо. Он предпочитает личные встречи с глазу на глаз и только с самыми важными и надежными партнерами. Интересно, что, по словам информаторов money.pl, перед каждой встречей электронные устройства необходимо оставить за пределами комнаты. Все из-за боязни прослушивания.

Еще меньше известно о его личной жизни. У него точно есть жена — о ней писали локальные СМИ. О детях ничего неизвестно. Некоторые издания сообщают, что у Бернацкого есть один сын.

По всей видимости (эта информация не подтверждена), Томаш Бернацкий перемещается в основном на черном вертолете. Вождения он избегает с 2008 года, после того, как попал в аварию на своем «феррари» в Кротошине. Тогда его доставили в больницу в тяжелом состоянии. И это тоже известно из неофициальных сообщений в прессе.

С тех пор ни о каких иных «эксцессах» не сообщалось. Скрытность Бернацкого породила множество легенд и догадок. Говорят, что он входит в штаб-квартиру Dino через потайную дверь, чтобы его не заметили посторонние. Бывшие сотрудники рассказывают, как узнавали из слухов, что «шеф был в офисе», хотя никто никогда его не видел — если он и появлялся в главном офисе, то, якобы, приземлялся на вертолете и незаметно пробирался в офис через другой вход.

Штаб-квартира компании по-прежнему находится в Кротошине. Если кто-то думает о карьере в Dino, ему нужно переехать туда. Именно здесь проходят все важные встречи. Конечно, не с представителями СМИ. У журналистов просто нет возможности пообщаться с Бернацким.

Штаб-квартира Dino. Источник: пресс-материалы

Закулисье успеха

Первый магазин Бернацкого открылся в 1999 году в Гостыне (Великопольское воеводство), а в течение следующих нескольких лет сеть выросла до нескольких десятков точек. Важным шагом стало партнерство с финансовым инвестором: в июне 2010 года фонд Enterprise Investors Фонд прямых инвестиций, один из крупнейших в Центральной и Восточной Европе. вложил 200 миллионов злотых, получив 49 % акций Dino. Остальные акции остаются в руках Бернацкого до сих пор. Именно они составляют значительный вклад в его благосостояние.

Инвестиции фонда позволили развернуть стремительную экспансию. Количество магазинов выросло со 111 в конце 2010 года до 628 в конце 2016 года. Необычной была бизнес-модель, которая противоречила опыту других супермаркетов. Те, как правило, открывались в крупных городах на торговых площадях, арендованных у инвесторов. Это должно было обеспечить большую гибкость (торговым сетям не нужно было тратить миллионы злотых на строительство магазинов, они несли расходы только на оснащение и заполнение, плюс могли закрывать нерентабельные точки) и доступ к большому числу более состоятельных покупателей.

Компания Dino выбрала другую стратегию. Все магазины имеют одинаковую площадь (около 400 квадратных метров), схожую внутреннюю планировку и ассортимент из порядка 3 500 товаров. Каждый магазин построен компанией Dino. При этом экспансия сети не была случайной — каждый новый магазин строился на расстоянии полутора десятков километров от предыдущего. Сеть разрасталась по всей стране. Это позволило держать под контролем расходы на логистику (новые логистические центры создавались в тщательно продуманных местах, в соответствии с расширением сети), а информация о новых магазинах передавалась по сарафанному радио, избавляя владельцев от необходимости вкладываться в рекламу.

В 2017 году Dino Polska дебютировала на Варшавской фондовой бирже, что стало вершиной развития компании. Первичное публичное предложение прошло с большим успехом — уже к концу 2017 года стоимость акций Dino на 117 % превысила эмиссионную цену, что сделало Dino лучшим дебютом года. Фонд Enterprise Investors использовал его для продажи всего своего 49-процентного пакета и получил более чем семикратную прибыль за семь лет. В марте 2019 года Dino была включена в индекс крупнейших компаний WIG20.

Успех беспрецедентный. Несмотря на огромную конкуренцию с гипермаркетами (в начале 2000-х годов), а затем дискаунтерами (такими как Biedronka и Lidl), сеть Dino быстро завоевала доверие локальных покупателей, переманив их от конкурентов, чьи точки располагались в отдалении от малых населенных пунктов. Например, появление супермаркета Dino в селе Осе (около 2 800 жителей) привело к закрытию трех соседних магазинов и одновременно сократило поездки жителей в магазины Biedronka, Lidl или Kaufland, которые находились на расстоянии 25 километров.

Магазин Dino. Источник: пресс-материалы

Успеху Dino способствовали и специфические бизнес-решения Бернацкого. Например, вертикальная интеграция бизнеса. С 2010 года Dino Polska стала эксклюзивным дистрибьютором мясных продуктов с собственных заводов Agro-Rydzyn. Кроме того, Бернацкий инвестировал в строительные компании и недвижимость, чтобы развитие сети не зависело от сторонних исполнителей: сеть сама покупает землю под магазины и строит новые точки своими силами.

Переводчик Ольга Чехова

21 июля 2025
Цезарий Щепаньский

Экономист, руководитель отдела новостей и инноваций xyz.pl. Специализируется на тематике высокотехнологичных фирм, розничной торговли и рынка недвижимости. Автор нескольких сотен аналитических статей и интервью с ведущими бизнесменами и экономистами.