Люди

Субъективная пятерка. С чего начать знакомство с польским джазом?

Михал Урбаняк. Фото: Адам Хелстовский / Forum

Михал Урбаняк. Фото: Адам Хелстовский / Forum

Подборка, которая поможет сориентироваться в огромном разнообразии польского джаза.

История джаза в Польше своими корнями уходит в 20-е годы прошлого века. Традиционный джаз , или диксиленд, здесь играли еще до войны. Однако в те времена такого понятия, как «польский джаз», не было. Оно появилось намного позже. В конце 50-х из социалистической Польши сквозь «железный занавес» стали доноситься зажигательные ритмы «синкопированной музыки». Ее экспорт начали Анджей Тшасковский, Ян Врублевский, Кшиштоф Комеда, Збигнев Намысловский и другие. Ко всеобщему удивлению, польский джаз ничуть не уступал американскому. Правда, в 1950-х этот стиль музыки находился в подполье. Его исполняли либо в частных домах, либо в первом джаз-клубе, который основал журналист и писатель Леопольд Тырманд.

Krzysztof Komeda — Crazy Girl

С польским джазом ассоциируется прежде всего имя пианиста Кшиштофа Комеды (1931-1969). Критики считают его одним из самых выдающихся польских композиторов всех времен. Гений Комеды признан не только на родине: его творчество гармонично вписалось в архитектуру европейского джаза. Мортон и Кук в учебнике по истории джаза пишут о сложной для определения , но, безусловно, польской, «темной и романтичной» природе музыки Комеды: «Он был музыкантом , который хорошо, но по-своему понимал американский джаз, и композитором с замечательным даром создавать музыкальную драматургию».

Комеда известен прежде всего как автор музыки к фильмам выдающихся польских режиссеров: Анджея Вайды , Ежи Гофмана , Ежи Сколимовского. Читатели польского журнала Jazz Forum присудили Кшиштофу Комеде первое место в рейтинге джазовых музыкантов всех времен, а его единственный полноценный альбом «Astigmatic» был признан самой значимой польской джазовой пластинкой. Интересно, что у Комеды не было музыкального образования. По профессии он был врачом-отоларингологом, но людей ему довелось лечить не таблетками, а музыкой.

Пьеса «Crazy Girl» из альбома «Ballet Etudes – The Music Of Komeda: A Jazz Message From Poland Presented By An International Quintet» (Швеция , 1963 год) написана для кинофильма Романа Поланского «Нож в воде».


The Andrzej Trzaskowski Quintet — Synopsis

Наравне с Кшиштофом Комедой пионером джазового авангарда и новатором музыкальной формы считают Анджея Тшасковского (1933-1998). Но если Комеда для польских слушателей — признанный гений , то Тшасковский был практически забыт. Лишь в последние годы его джазовые пьесы начали исполнять европейские музыканты, обращая внимание слушателей на богатое наследие пианиста.

Тшасковский — интеллектуал , он был чрезмерно сдержан и не позволял себе проявлять эмоции при написании музыки. Из-за этого его прозвали «мозгом польского джаза». Композитор определенно не боялся экспериментировать с музыкальными формами. Смелость и любопытство Тшасковского однажды заставили его посетить в одиночку в 1962 году Гарлем. Вернулся оттуда он в целости и сохранности, но с отвращением и без кошелька. Уже в первой половине 60-х Тшасковский ушел в авангард и сконцентрировался на современных композиторских техниках. Тем не менее его вклад в польский джаз неоценим, а некоторые джазмены считают, что именно с его коллектива The Wreckers в Польше начали играть джаз профессионально.

Zbigniew Namyslowski Quartet — Siódmawka

Выдающийся композитор и саксофонист Збигнев Намысловский — один из тех музыкантов , благодаря которым мир узнал о польском джазе. Своей музыкой он заинтересовал заграничных агентов, которые в начале 60-х приезжали в Варшаву в поисках талантов. Его «Lola» стала первой пластинкой польского джазмена, записанной и выпущенной в Великобритании. Кстати, обложки этого альбома и первой пластинки Rolling Stones очень похожи — и там, и там музыканты одеты в свитера, купленные в Marks & Spencer, записывала поляков студия Decca, которая выпускала «роллингов», и даже снимал их один и тот же фотограф, который почему-то захотел, чтобы они выглядели одинаково.

Збигнева Намысловского многие критики считают новатором. Известный джазовый журналист и радиоведущий Уиллис Коновер назвал саксофониста «бесспорно лучшим»: «Он чтит три традиции: джазовую , польскую и свою собственную. Тот, кто не слышал Намысловского, не слышал уникального источника творческой энергии ХХ века. Намысловский — гигант!»

Вдохновение Намысловский нередко черпал в глубинах народного творчества , наполняя свои композиции мистическим звучанием фольклорной музыки. В результате получался поистине польский джаз.

Jerzy Milian — Was hat der alte Portrat Gesehen

В 1967 году Познаньская филармония заказала польскому вибрафонисту Ежи Милиану (1935-2018) большую музыкальную форму. Тот написал «Концерт для трех джазовых музыкантов и оркестра». Но Минкульт , куда выслали партитуру для окончательного утверждения, прислал отказ. Власти в социалистической Польше в те времена не очень-то чтили джаз и все, что связано с «американскими империалистами». Тогда директор филармонии пригласил Милиана к себе в кабинет: «Пан Ежи, знаете ли вы какого-то чернокожего борца за права человека, уже умершего?». «Мартин Лютер Кинг!», — сходу выпалил Милиан. Директор поднял палец вверх: «Вот! Измените в типографии обложку партитуры и назовите симфонию “In Memoriam Martin Luther King”». Сказано — сделано. Ту же партитуру, но с новым названием, повторно отправили в министерство. В этот раз ответ был положительным.

Ежи Милиан внес огромный вклад в развитие европейского джаза. В 60-х он писал музыку для бельгийского , германского, чехословацкого оркестров. В 1973-м — возглавил польский Катовицкий эстрадный оркестр. Творчество композитора явно недооценили при его жизни. Лишь в последнее десятилетие польские и европейские студии звукозаписи заинтересовались музыкальным наследием Милиана.

Один из примеров — пьеса «Was hat der alte Portrat Gesehen». Она была написана для оркестра Rundfunk-Tanzorchester Berlin в 1970-х. Запись долгие годы пылилась в архиве радиостанции в восточном Берлине , пока весной 2020 года не обрела новую жизнь благодаря польским энтузиастам из «GAD Records».

Urbanator — TAO

Скрипач и саксофонист Михал Урбаняк — яркий представитель не только польской , но и американской джазовой сцены. Наверное, это самый известный в мире польский джазмен. В начале 70-х он отчаянно рванул за своей мечтой в США, на родину джаза, и добился там успеха. Ему посчастливилось играть с такими легендами, как Джордж Бенсон, Уэйн Шортер, Рон Картер, Стефан Граппелли. Когда Майлз Дэвис услышал игру Урбаняка, он сказал: «Достаньте мне этого чертова польского скрипача. У него есть звук!». Так электроскрипка Урбаняка зазвучала в альбоме Дэвиса «Tutu».

Джазовый репертуар музыканта очень богатый. За свою продолжительную карьеру он играл хардбоп , модерн джаз, джаз-фанк и фьюжн. Уже десять лет Урбаняк ежегодно организовывает в родной Лодзи и в Варшаве фестиваль Urbanator Days, во время которого вместе с американскими джазменами проводит мастер-классы для молодых музыкантов, а также часто выступает на сцене вместе с рэперами. Урбаняк говорит, что хип-хоп является логическим продолжением джаза и результатом развития американской «черной» музыки. Что из этого выходит — можно услышать здесь.

02 июля 2020