В разные периоды Гданьская судоверфь находилась на территории Пруссии или Вольного города Гданьска, была собственностью Польши или украинского олигарха. Историю колыбели легендарной «Солидарности» рассказывает гданьчанка Паулина Сегень.
Говорят, жителей Парижа выводят из себя туристы, которые регулярно спрашивают, где находится Бастилия. Те, кто хорошо учил историю, знают, что в революционном угаре крепость-тюрьму разрушили полностью — осталось лишь название площади. Места, которое у миллионов людей ассоциируется с Французской революцией, нет уже больше двух столетий.
Не в столь далеком прошлом, 30 лет назад, в Польше тоже произошла революция. Она совсем не была похожа на французскую, и тем более на большевистскую в России — в Польше жертв было не так много, а смена власти произошла в результате переговоров. Историческому дню 4 июня 1989 года, когда в стране прошли первые частично свободные выборы, а по телевизору объявили о конце власти коммунистов, предшествовала многолетняя борьба. Одним из драматичных эпизодов стали события декабря 1970 года в Гданьске, Гдыне, Эльблонге и Щецине. Акции протеста жестоко подавили милиция и армия, погиб 41 человек.
Когда летом 1980 года Гданьск накрыла новая протестная волна, рабочие судоверфи требовали, среди прочего, разрешения построить памятник погибшим в декабре 1970-го. Они также настаивали на возвращении на работу уволенных лидеров: Анны Валентинович и Леха Валенсы, повышении зарплаты и компенсациях в связи с подорожанием продуктов. Экономические требования соседствовали с политическими. Забастовку рабочих Гданьской судоверфи поддержали другие заводы, не только в Поморье, но и по всей стране. Это заставило коммунистическое правительство начать переговоры с протестующими.
В результате были заключены Августовские соглашения, главным достижением которых стало разрешение создать независимые от государства профсоюзы. Тогда была официально зарегистрирована знаменитая на весь мир «Солидарность», что стало началом конца коммунистического режима в Польше.
Колыбель революции
Легендарная проходная Гданьской судоверфи, 1989 год. Фото: Яцек Барч / Forum
Гданьская судоверфь, где разыгрывались ключевые события новейшей польской истории, сильно изменилась за прошедшие три десятилетия. Говорят, что революция пожирает своих детей. И хотя судоверфь им. Ленина была для польской трансформации скорее матерью, чем ребенком, она, тем не менее, тоже оказалась обречена.
История предприятия восходит к ХIX веку. В эпоху индустриализации в портовом Гданьске, входившем тогда в состав Пруссии, активно развивалось судостроение. Заводы продолжали работать и в межвоенный период, когда Гданьск имел статус вольного города, а в годы оккупации они обслуживали немецкую армию. Когда Гданьск после 150-летнего перерыва вернулся в состав польского государства (теперь подконтрольной СССР «народной республики»), коммунистическое правительство объединило несколько существовавших раньше в городе заводов в судоверфь. Она стала одним из крупнейших предприятий в стране: в лучшие времена там трудились около 20 тысяч рабочих.
Реинкарнации судоверфи
Европейский Центр Солидарности. Фото: Лукаш Дейнарович / Forum
Когда в 1989 году в Польше сменился политический строй, Гданьская судоверфь была преобразована из государственного предприятия в акционерное общество, но функционировать в условиях рыночной экономики не смогла. Крах социалистических систем в других странах и распад СССР, откуда приходили основные заказы, усугубили ситуацию.
В 1996 году АО «Судоверфь Гданьск» объявило о банкротстве. Это стало потрясением для жителей города, да и для всех поляков. Начался даже сбор средств для спасения предприятия. Тот факт, что место, где зародилась надежда на лучшую жизнь, стало жертвой порожденных его работниками перемен, многих заставил задуматься о цене, которую приходится платить за экономические реформы.
После объявления о банкротстве государство пыталось спасти верфь, то беря ее под свой контроль, то продавая новым владельцам — какое-то время им был даже украинский олигарх Сергей Тарута. Летом 2018 года акции «Судоверфи Гданьск» снова стали собственностью польского государства.
Упадок или новая жизнь?
Несмотря на банкротство, с конца прошлого века на территории судоверфи работают частные судостроительные компании. Сейчас здесь около 20 крупных предприятий, а также многочисленные малые и средние фирмы, занимающиеся строительством и ремонтом судов и яхт. Они до сих пор пользуются инфраструктурой судоверфи.
В южной части бывшей верфи, которая непосредственно прилегает к центру Гданьскa, планируется построить новый район с историческим названием Молодой город (Młode miasto). Реализация этой идеи обсуждается уже несколько лет, но окончательного решения так и нет — до модного постиндустриального района по-прежнему далеко. Зато подготовка к строительству успела кардинально поменять облик этой части города и привела к разрушению многих зданий судоверфи. Гданьский фотограф Михал Шляга стал свидетелем этого печального процесса, который многие называют «исторической обреченностью». Фотографии из его альбома Stocznia Szlaga помогают оценить масштабы изменений в пространстве бывшей Гданьской судоверфи. В течение нескольких лет он документировал распад района — то, как рушатся здания, стирается внутренняя сеть улиц и переулков завода. Жители Гданьска сильно возмутились, когда собственник территории заговорил о сносе высоких финских кранов — они хорошо видны из центра и вписаны в культурный ландшафт города. Благодаря активной позиции горожан, гигантские машины удалось спасти, они вошли в список объектов культурного наследия, находящихся под охраной государства.
Несмотря на то, что официальное строительство Молодого города идет вяло, жизнь наполняет заводские здания. На территории судоверфи постоянно работает несколько музыкальных клубов, а летом реализуются также временные проекты, например 100cznia. Это небольшой квартал кафе и баров, расположенных в контейнерах. Таким образом, Гданьская судоверфь приобретает облик типичного европейского постиндустриального пространства.
Подойдя ко входу на верфь, туристы могут увидеть монументальные, устремленные в небо три креста — памятник погибшим в декабре 1970 года, и исторические ворота номер два, куда в 1980 году приходили поддержать бастующих их семьи и где Лех Валенса объявлял о конце забастовки. Через ворота можно пройти на бывшую территорию судоверфи. Впереди будет виден кирпичный флигель — там находится зал, где были подписаны Августовские соглашения, положившие начало профсоюзу «Солидарность». Слева стоит громоздкое коричневое здание, фасад которого выполнен будто из ржавого металла — Европейский центр солидарности. Там расположен музей, посвященный истории свержения коммунистического режима в Польше. После осмотра экспозиции можно подняться на террасу и оттуда увидеть Гданьскую судоверфь — то место, где она была, и все, что осталось от нее сейчас.