«На одни только социальные выплаты для украинцев мы тратим значительно больше, чем они платят налогов!», — написал несколько недель назад в соцсетях Славомир Ментцен, один из главных кандидатов на пост президента Польши. И это не единичное утверждение.
Правые политики, особенно связанные с «Конфедерацией», практически с самого начала полномасштабной войны в Украине критикуют польское правительство (сперва «Право и справедливость», теперь — «Гражданскую платформу» и ее партнеров по коалиции) за слишком большую поддержку Украины и украинцев в Польше. Все чаще звучат такие высказывания, как: «Украинцам живется лучше, чем полякам». И хотя подобные лозунги далеки от действительности, они попадают на благодатную почву. Результаты соцопросов показывают, что отношение поляков к украинцам ухудшилось. Тем не менее, в ближайшие десятилетия именно украинцы могут стать одним из главных спасательных кругов для польской экономики.
На языке цифр
По данным на конец 2024 года, в Польше находилось приблизительно 1,5 миллиона украинцев, из них почти миллион — беженцы, которые приехали в Польшу после начала полномасштабной российско-украинской войны (больше, чем в Польше, их живет только в Германии — 1,15 миллиона).
По подсчетам аналитиков Банка национального хозяйства, к концу 2024 года украинцы составляли 5 % от числа всех работающих в стране. Главное статистическое управление тогда же сообщало, что трудоустроено в Польше почти 700 тысяч украинцев.
Сегодня трудовая активность поляков в возрасте 15–89 лет — около 59 %, а украинцев в Польше — 70–80 %. Примечательно, что у 40–50 % из них есть высшее образование (среди поляков этот показатель составляет чуть больше 23 %). Если же говорить о работе, не требующей особой квалификации, то ее в основном выполняют украинцы (более 70 %).
Только 13 % украинцев, живущих в Польше, — пенсионного возраста (старше 60 лет). Однако далеко не всем выплачивают пенсию. Ее получают только украинцы, работавшие официально, и их пенсия — это фактически взносы, которые они сами и платили.
Прирост польской экономики
По данным аналитиков Банка национального хозяйства, украинцы обеспечивают рост польского ВВП на 0,5–2,4 % в год, а по подсчетам Главного статистического управления, в 2024 году ВВП вырос на 2,9 %. То есть, если сильно упростить, можно сказать, что присутствие украинцев в очень большой степени обеспечивает рост экономики.
Более того, в 2022–2024 годах украинцы зарегистрировали в Польше 77,7 тысячи предприятий (не считая обществ с ограниченной ответственностью), а это 12 % всех компаний, основанных в Польше за этот период.
Кроме того, польская экономика неплохо зарабатывает на торговле с Украиной: в 2024 году экспортировано товаров на сумму 11,8 миллиарда евро, а импортировано — на 4,4 миллиарда евро. До начала полномасштабной войны экспорт в Украину составлял около 6 миллиардов евро, а импорт — 4 миллиарда евро.
Обратная сторона медали
А как быть с упреками людей, которые утверждают, будто украинцы плохо влияют на финансовое положение поляков?
Можно услышать мнение, что из-за приезда большого числа беженцев в Польше подорожала аренда жилья. На самом деле это не так: увеличение числа украинцев практически не повлияло на цены аренды недвижимости — они выросли всего на 0,2 %.
В 2024 году в рамках программы ежемесячной помощи «800+» Польша выплатила украинцам 2,8 миллиарда злотых. Однако эта сумма намного ниже, чем поступления от украинцев в польский бюджет.
По оценкам Банка национального хозяйства, на каждый злотый, выплаченный в рамках «800+», приходится 5,4 злотого, которые украинцы возвращают государству в виде налогов и взносов.
Для поляков эта цифра лишь немногим больше — 6 злотых.
В 2023 году Национальный фонд здравоохранения профинансировал лечение украинцев на сумму 828 миллионов злотых (по предварительным данным). Порядка 780 тысяч граждан Украины платят взносы на соцобеспечение и в общей сложности это 5 % дохода польской страховой системы (около 12,9 миллиарда золотых). Если говорить о взносах на здравоохранение, точных цифр нет, а по примерным оценкам они составляют 120 миллиардов злотых. Если мы будем исходить из того же процента приходов в систему здравоохранения (5 %), то выйдет, что украинцы предположительно оплатили медицинские взносы в размере 6 миллиардов злотых. То есть намного больше, чем на них потрачено.
По данным Главного статистического управления, в конце 2024 года украинцы потратили на покупки в Польше 7 миллиардов злотых. Однако это не все заработанные ими здесь деньги — часть своих доходов 50–60 % украинцев переводят домой. Любопытно сравнить процентный показатель сбережений: у украинцев он составляет 12 %, а у поляков — около 5 %. Несмотря на это, сумма денежных переводов в Украину не угрожает польской экономике. В 2024 году она составляла приблизительно 3 миллиарда злотых. Всего из Польши в другие страны было переведено свыше 6 миллиардов злотых, а поступило — чуть больше 5 миллиардов.
В долгосрочной перспективе
В дискуссии о положительном или отрицательном влиянии украинцев на польскую экономику часто упускается один чрезвычайно важный аргумент — демографическая ситуация. По данным исследования Birth Gauge, в 2024 году на каждую женщину в Польше приходилось 1,12 ребенка. Это один из самых низких показателей в Европе. Такой же уровень рождаемости отмечается в Испании и похожий в Литве — 1,13. Но, например, в Германии эта цифра составляет 1,37, а в Великобритании — 1,49. Напомним: чтобы обеспечить воспроизводство населения, этот показатель должен составлять по крайней мере 2,2. В Польше такой уровень рождаемости в последний раз отмечался в конце 1980-х. С тех пор он неуклонно падает.
В 2023 году в стране родилось 272 тысячи детей, из них 18 тысяч — это дети иностранцев, в том числе украинцев. Подавляющее большинство украинских беженцев — женщины (приблизительно 80 %).
Из-за демографических проблем через 10–15 лет может развалиться пенсионная система, не будет хватать рабочих рук, начнется крах рынка недвижимости. Согласно подсчетам Главного статистического управления, чтобы сохранить демографический уровень на текущем показателе (60 работающих на 40 пенсионеров), Польше необходимо в ближайшее десятилетие привлечь не менее 2,6 миллиона человек в трудоспособном возрасте. На данный момент только 20 % украинцев, которые приехали в Польшу после начала полномасштабной войны, хотят остаться здесь насовсем. Из украинцев, которые приехали до 2022-го, о такой готовности говорят порядка 50 %. И дальнейшее распространение популистских лозунгов ситуацию не улучшит.
Переводчик Валентина Чубарова, редактор Ольга Чехова