Сейчас мне 87 лет. Когда я начала работать моделью , было 80. Однажды на съемочной площадке встретила знакомую, которая сделала несколько моих фотографий и опубликовала их у себя на сайте. Эти снимки заметили дизайнеры бренда Bohoboco, они как раз искали модель — старшего, немодельного возраста. Мы связались, поговорили и они предложили фотосессию. Я спросила, когда, и оказалось — послезавтра. Не было даже времени подумать. Вернувшись домой, я рассказала мужу, что получила такое предложение. Он немного смутился. Сказал: слушай, ты станешь посмешищем, тебя захейтят! Но я хотела попробовать. Если предлагают, почему я должна отказываться? Подумала: если случится что-то ужасное, перееду в загородный дом под Варшавой. Буду выращивать цветы , гулять по лесу — деревья смеяться не станут. И согласилась. Так начался мой путь модели.
Уезжать из Варшавы не пришлось. После фотосессии я получила море позитивных комментариев и откликов. Незнакомые люди писали , что наконец модельный мир становится доступным для любого возраста. Всегда считалось, что эта индустрия — для подростков, потому что прежде моделями могли стать только юные девушки. А появление на фотографиях пожилой женщины с морщинами стало сигналом: каждый, независимо от возраста, может красиво одеться, сфотографироваться и, если захочет, стать моделью. Многие меня спрашивали, что для этого нужно, а я не могла ответить, потому что ничего специально не делала, просто согласилась, когда представился случай. Надеюсь, никто не подумал, что я не хочу делиться своим опытом.
Я всегда любила красиво одеваться. Шить не умела , но у меня был замечательный портной, который создавал одежду на заказ по моим проектам. Я ходила по рынкам, выбирала ткань, кожу, приносила ему и показывала, что хочу. Помню, как в Париже ко мне подошла женщина и спросила, где я купила такую куртку. Конечно, она была сшита на заказ, в ковбойском стиле, но я не стала раскрывать карты и ответила, что такая одежда продается в любом польском магазине. Женщина очень удивилась, а мне было приятно, что таким образом я повысила статус польской моды. На самом деле в то время в Польской Народной Республике все одевались одинаково. Мне это претило, поэтому я искала возможности не быть как все. У меня и сейчас есть вещи, которым уже больше полувека — и они остаются модными и стильными.
Я до сих пор делаю шпагат на обе ноги — и это показатель моей физической формы. Когда не смогу сесть на шпагат , это будет означать, что я действительно постарела. А пока я в добром здравии и отличной форме. Правда, приложила к этому некоторые усилия — много занималась спортом, следила за питанием.
Я родилась в деревне Хиловщина. Сейчас это Витебский район Беларуси , а тогда была Польша. Дедушка работал лесником, поэтому мы жили в избушке посреди леса. В нашей семье росло пять девочек с разницей в возрасте по полтора-два года. Это были 30-е годы прошлого века, а значит — ни телевизоров, ни интернета, приходилось самим придумывать развлечения и игры. Зимой мы с сестрами часто катались на санках, а весной делали себе юбки из папоротника и играли в лесных нимф.
Наше детство было прекрасным , пока не началась война. Было очень страшно. Помню , как в деревне недалеко от нашего дома немцы собрали всех жителей, закрыли в сарае и сожгли живьем. Мы видели дым и чувствовали запах обугленных тел. Мне тогда еще не исполнилось пяти лет, а я уже не хотела жить. Сказала, что у меня никогда не будет детей, потому что жестокий мир этого не заслуживает. Своего мнения я не изменила, поэтому детей у меня нет. Пандемия в очередной раз доказала , что мир жесток. Болезни часто обрушиваются на людей, несмотря на то, что они стараются следить за своим здоровьем. Но мы должны заботиться о себе и близких. Поэтому я сделала прививку против ковида — ради безопасности окружающих.
Когда война закончилась , изменились границы и оказалось, что теперь мы живем в Советском Союзе. Тогда мама решила переехать в Польшу. Мы покинули дом перед Рождеством, долго ехали в вагонах для скота и наконец очутились в Кошалине. Там я почувствовала невероятное облегчение после войны.
Однажды мы с родителями пошли в цирк , и меня поразило выступление акробатов. Вернувшись домой, я начала самостоятельно учиться гимнастике. Позже даже хотела поступить в варшавскую Высшую спортивную школу, но провалила вступительный экзамен. И, как оказалось, хорошо, потому что я уже начала мечтать о другом пути. Я любила кино , но и представить себе не могла, что могу в нем сниматься. Не считала себя достаточно красивой. Смотрела на большом экране на звезд той эпохи и думала, какие же они красивые, элегантные, роскошные. Очень хотела попасть в этот рай, но где я и где он!
Однако у судьбы были другие планы. Как-то в театральном фойе я увидела объявление о наборе в Высшую театральную школу в Лодзи и решила попробовать — терять-то нечего. Из 200 претендентов на курс отобрали только 18 , в их числе была я.
Окончив учебу , я работала в варшавском Классическом театре, впоследствии переименованном в Teatr Studio. Под руководством Юзефа Шайны театр был особенным, экспериментальным, постановки часто основывались на хореографии. Мы много путешествовали по всему миру, были с гастролями в Европе, США, Австралии. Но о переезде в другую страну я даже не думала, потому что не хотела оставлять театр. Знаю, что устроила бы свою жизнь и за границей, но вряд ли смогла бы быть там актрисой, потому что язык и произношение — одна из основ сценической игры.
Театр вернул мне то , что я утратила в детстве — желание жить. Мне нравилось чувствовать себя частью театра. Режиссер и актеры вместе создают представление, анализируют его, пробуют новые формы и занимаются поисками правды. Работа в театре для меня несравнимо интереснее, чем в кино. Хотя мне посчастливилось сниматься в картинах Кесьлёвского , Антчака, Зыгадло, Бугайского и в «Теле Христовом» Комасы.
Я перестала играть на сцене , когда мне было уже за семьдесят. Вышла на пенсию, потому что нужно освобождать место новым, молодым актерам.
Верю , что у каждого есть свое предназначение в жизни. Я мечтала играть на сцене и мне помог случай. Если бы однажды не обратила внимание на объявление, скорее всего, не стала бы актрисой. Конечно, я думала, что не готова, но знала, что должна попробовать. В результате это дало мне жизнь, полную радости и удовлетворения.
Я — человек самокритичный , иногда даже слишком. Но в какой-то момент говорю себе: если кто-то приходит и что-то предлагает, значит, это именно для меня. Шанс есть всегда, и всегда ваши решения будут связаны с риском и непредсказуемыми последствиями. Думаю, стоит быть открытым для предложений, которые часто поступают неожиданно. Разве что они совершенно не соответствуют вашим ценностям, вере и подходу к жизни.
Мое кредо — не делать другим того , что я не хочу, чтобы делали мне. Если даже кто-то вне себя, повышает голос, плохо на что-то реагирует, прежде, чем ответить, я стараюсь подумать: хорошо, если я поведу себя так же, кому от этого станет лучше? В первую очередь плохо будет мне, да и другому не полегчает.
Я никогда не ездила туда , где родилась. Мне часто снятся те места, хотя, наверное, там уже давно нет ни нашего дома, ни хозяйства. Думаю, в места своих воспоминаний не стоит возвращаться. Люди очень чувствительны, уязвимы. Память обычно дорисовывает, приукрашивает, и все кажется величественным, красивым. А потом, когда мы сравниваем образ с реальностью, все оказывается совсем другим. Это как с ребенком, который играет под столом и места для него полно, а когда вырастет, там даже не поместится.
Помню , когда мне было два-три года, к нам пришел папин друг, взял меня на руки и поднял высоко над головой. Тогда я увидела мир с другой перспективы. Раньше всегда задирала голову, а теперь смотрела на все сверху. Это было невероятное впечатление. В своей взрослой жизни я не раз мечтала, чтобы появился тот, кто покажет мне мир с другой, неординарной перспективы. Но в конце концов сама стала для себя таким человеком.
Записала Олена Мищенко
Перевод с украинского Ольги Чеховой