Идеи

Витольд Шабловский: Путин уничтожил человека, который отказался стать его личным поваром

Витольд Шабловский. Фото: Кшиштоф Жучковский / Forum

Витольд Шабловский. Фото: Кшиштоф Жучковский / Forum

«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты». Польский писатель Витольд Шабловский исследует гастрономические привычки диктаторов. Ему поверяли тайны повара Саддама Хусейна, Иди Амина, Фиделя Кастро. Вскоре дополненное издание «Как накормить диктатора» появится не только в книжных магазинах, но и на экранах кинотеатров. Куда делся человек, отказавшийся готовить Путину, и какие черты объединяют поваров тиранов?

Наталка Волосацкая: Когда мы виделись в последний раз, ты рассказывал, что работаешь над продолжением книги «Как накормить диктатора». В русском переводе Мадины Алексеевой книга «Как накормить диктатора» вышла в 2023 году в издательстве Corpus.

Витольд Шабловский: Да, это будет новое издание, дополненное новыми историями. Например, о человеке, который пек пиццу для Ким Чен Ына, или о поваре Каддафи, который готовил для него более 20 лет.

После выхода книги «Как накормить диктатора» у меня еще оставалось несколько контактов людей, с которыми я не успел поговорить. На то, чтобы раздобыть такие контакты, ушло много времени и сил, поэтому было жалко не воспользоваться ими. Я постепенно записывал и обрабатывал новые интервью, и теперь они войдут в дополненное издание. В целом эта книга — итог моей десятилетней работы над темой поваров диктаторов и попыток достучаться до них. А в 2026 году состоится премьера документального фильма, снятого для Голливуда на основе книги.

НВ: Ты говорил, что это твоя последняя книга, посвященная кухне диктаторов. То есть не ждать репортажа «Что ест Путин»?

ВШ: В новом издании  будет история кремлевского повара, который получил предложение готовить для Путина, но отказался и заплатил за это очень высокую цену. Не хочу спойлерить, но в двух словах — это шокирующая история о том, как Путин относится к своему окружению. А значит, нет никаких сомнений в том, что он представляет опасность не только для соседних с Россией стран, не только для всего мира, но и для самых близких людей, которые находятся рядом.

НВ: Почему ты взялся за тему еды диктаторов?

ВШ: Повара знают очень много, зачастую больше, чем историки и аналитики. Повара — очень мудрые и чувствительные люди, и их свидетельства правдивы. Чтобы хорошо готовить, нужно обладать довольно нетипичным набором умений. С одной стороны, ты должен быть математиком, чтобы помнить пропорции. С другой — художником, чтобы подать блюдо изящно. В целом формируется интересный тип личности. Те, кто готовит для диктаторов, — действительно повара высочайшего класса и интересные собеседники. Их истории всегда очень неожиданные.

НВ: Они охотно рассказывают эти истории или тебе приходится искать подход?

ВШ: Конечно, нужно искать подход. Это не так, что ты приходишь и говоришь: «Добрый день». А человек отвечает: «Садись, я расскажу о своей жизни и работе у диктатора». Однако мне удается их разговорить.

НВ: Что тебя больше всего удивило в пищевых привычках диктаторов?

ВШ: Что их еда очень простая. Я думал, кухня диктатора — это какие-то чудища из морских глубин. Когда-то я слышал историю о Пол Поте, Пол Пот (настоящее имя Салот Сар (1925–1998) — камбоджийский революционер и политический деятель, диктатор, лидер Красных кхмеров. который приказывал поварихе вырывать сердце кобры, и пока оно еще бьется, бросать на раскаленную сковороду, а затем он его съедал. А потом выяснилось, что это легенда.

Быть диктатором — колоссальный стресс, это тяжелое бремя, поэтому все они страдают от тех или иных недугов и соответственно предпочитают «мамину кухню», то есть comfort food, которая успокаивает нервы. Они ищут в еде не экстравагантность, а умиротворение. Диктатор вспоминает, как в детстве мама ему что-то готовила и ему было хорошо, поэтому во взрослом возрасте он ищет что-то подобное.

Витольд Шабловский. Источник: Witold Szablowski / Facebook

НВ: Можно ли благодаря еде понять характер, страхи, образ мышления человека?

ВШ: Да, по тому, кто и как питается, можно сделать много выводов. Еда характеризует человека. Вспомним отношение Путина к повару, который ему отказал. Во властной структуре РФ есть кремлевские повара, а есть так называемый личный повар, который должен быть по крайней мере в ранге офицера спецслужб. То есть обычно это повара из ФСБ, которые что-то там умеют готовить, но без особого мастерства. Кремлевскому повару, который стал героем моей книги, каждый раз, когда менялась власть, предлагали стать личным поваром, потому что он был очень искусен. Так было и при Брежневе, и при Горбачеве, и при Ельцине. Он каждый раз отказывал, и каждый раз это воспринимали нормально. Но Путин, придя к власти, решил, что ему нельзя отказывать, и это очень много говорит о нем как о человеке. Он пытался уговорить повара разными способами, а когда не удалось, просто его уничтожил. Это история, с одной стороны, о приготовлении еды, а с другой — о характере человека.

НВ: Путин уничтожил этого повара физически?

ВШ: Этот повар мертв. Помогли ему или нет — с Россией никогда не знаешь наверняка. Но сначала Путин разрушил его карьеру.

НВ: Ты следил за переговорами Трампа и Путина? Там до совместного обеда дело не дошло...

ВШ: Я видел только фрагменты. Печально и досадно смотреть, как перед военным преступником расстилают красный ковер. В целом, эта встреча, как и ранее с Ким Чен Ыном, ничего не изменила. Пофотографировались и все. Путин в очередной раз тянет время и в очередной раз показал, что это он обвел вокруг пальца Трампа, а не Трамп его. Печальное зрелище.

НВ: Иначе говоря, Трамп не получит Нобелевскую премию мира за прекращение войны в Украине?

ВШ: Не знаю. Я до сих пор не могу понять, как Обама получил эту премию, то есть на каких условиях работает Нобелевский комитет и чем он руководствуется. А что, если Трамп пригрозит Швеции войной? Тогда, может, ему и дадут Нобеля, под давлением. Этого я не исключаю, однако он точно не закончит войну в Украине, потому что не ставит перед собой такой цели.

НВ: То есть это такая политическая игра с Путиным?

ВШ: Трамп очень хорошо разбирается в социальных сетях и просто хотел сделать совместное фото с Путиным. Думаю, это была единственная цель их встречи.

НВ: Что ест Трамп?

ВШ: Нездоровую пищу, junk food — бургеры, то, что предлагает McDonald's, KFC. Я пытался однажды связаться с поваром Белого дома, потому что обдумывал план книги об американской кухне, и выяснилось, что это не преувеличение: Трамп действительно не ест ничего, кроме фастфуда.

НВ: Он просто еще не пробовал украинский борщ.

ВШ: Нужно ему отвезти.

НВ: Что тебя связывает с Украиной, кроме того, что твои книги переведены на украинский язык и тебя там читают и знают?

ВШ: Украина — первая страна, в которой я побывал, еще в детстве. А кроме того Украина — первая страна, в которой перевели и издали (за пределами Польши) мои книги. У меня там много друзей, а теперь еще и мои любимые бабушки на Волыни. Речь идет, в частности, о бабе Шуре, героине книги «Справедливые предатели. Соседи с Волыни» (Sprawedliwi zdrajcy. Sasiedzi z Wolynia)

НВ: Что бы ты пожелал украинцам?

ВШ: Победы. И помнить, что все будет Украина. Я постоянно повторяю, что Россия очень слаба и сейчас она — не субъект внешней политики, а лишь объект политических игр вокруг того, кто больше урвет, США или Китай. С Украины начался упадок России, и желаю украинцам (и вообще всем нам), чтобы он наступил как можно скорее.

Переводчик с украинского Ольга Чехова

22 сентября 2025
Наталка Волосацкая

Журналистка с более чем 20-летним опытом. Корреспондентка Радио Свобода в Польше. Долгое время была корреспонденткой телеканала «1+1» во Львове и Варшаве.