Трофеи поляков на летних Олимпийских играх — 284 медали: 68 золотых , 84 серебряные и 132 бронзовые. Удастся ли через две недели преодолеть барьер в 300 медалей? Это зависит от спортсменов, чьи имена не сходят с первых полос газет, — таких как теннисисты Ига Свёнтек и Хуберт Хуркач , — а также от менее известных участников сборной, в том числе — выступающих не в столь популярных видах спорта. Одно из сильных направлений в польском спорте — метание молота. Смело могут отнести себя к фаворитам Павел Файдек и Анита Влодарчик. За место на пьедестале будут бороться также волейболисты и баскетболисты 3 х 3.
Мы говорим о сегодняшнем дне , но прошлое польского олимпийского движения не менее интересно. В его истории было немало выдающихся спортсменов, которым, чтобы подняться на пьедестал, приходилось выдерживать противостояние с соперниками, а также преодолевать собственные слабости. Однако не стоит забывать, что некоторым из них пришлось не только сражаться на спортивных аренах, но и рисковать жизнью , когда началась Вторая мировая война.
Впервые поляки официально приняли участие в Олимпиаде в 1924 году. И тогда же выиграли первую медаль: серебро привезли велосипедисты Францишек Шимчик , Ян Лазарский, Юзеф Ланге и Томаш Станкевич. Четыре года спустя историческое золото в метании копья завоевала Халина Конопацкая. Так писалась история польского олимпийского спорта.
Герои стадионов и не только
Это особое время как для мировой истории , так и для спортивной. В 1936 году олимпийцы боролись за медали в Берлине. В почетной ложе сидел, конечно же, Адольф Гитлер. Ситуация в Германии уже была неспокойной. Некоторые побаивались Гитлера. Но встречались спортсмены , которые не упускали случая дать волю сарказму. Известен такой эпизод с участием бронзовой медалистки той Олимпиады в метании копья Марии Квасьневской. Ее рост составлял 166 сантиметров. Фюрера тоже нельзя было назвать высоким. «Такая маленькая полька, а так далеко бросает», — заметил Гитлер. Квасьневская же, как говорят, ответила: «Не ниже вас».
После тех Игр у нее осталась совместная фотография с Гитлером , которая спасла не одну жизнь. Квасьневская рассказывала о необычном сувенире на страницах одной из польских газет:
— В Прушкове она мне пригодилась. Это известный лагерь , где немцы сортировали людей — женщин отдельно, мужчин отдельно: пожилых в Освенцим , молодых в трудовые лагеря и так далее. Был в этом лагере так называемый барак для больных. Мы выводили оттуда по сто — сто пятьдесят человек…
— Каким образом?
— Я показывала у ворот свою фотографию с Гитлером. Жандармы считали ее аусвайсом. Брали под козырек и пропускали мой транспорт.
Во время войны Квасьневская держала кофейню «Под Петухом» вместе с другими выдающимися спортсменами: первой польской финалисткой теннисных турниров Большого шлема Ядвигой Енджеёвской , теннисистом Игнацием Тлочиньским, а также чемпионом Игр 1932 года в Лос-Анджелесе Янушем Кусочиньским. Он выступал в забегах на 10 000 метров. В Берлин не поехал из-за травмы, но обещал товарищам:
Если хотите , я это сделаю. Привезу золотую медаль с олимпиады в 1940 году, только не знаю, на пять или на десять километров.
Кусочиньский вернулся в спорт в 1938 году , но участвовать в Играх ему уже не довелось. Он вступил добровольцем в роту автоматчиков, когда на польской земле начались военные действия. Попав в руки гестапо , Януш 20 или 21 июня 1940 года был вывезен из тюрьмы Павяк, а 21 июня расстрелян в Пальмирах. В Кампиносской пуще близ деревни Пальмиры в 1939–1943 годах гитлеровцы расстреляли более двух тысяч человек — узников немецких тюрем Мокотув и Павяк, а также арестованных во время уличных облав.
За медалями без транспорта
Одним война дала опыт , другим трудное детство. Мариан Каспшик, ставший чемпионом как раз в Токио в 1964 году, появился на свет через три недели после атаки немцев на Вестерплатте.
Война закончилась , спорт вернулся. Польские спортсмены снова добивались успеха. Во времена ПНР в их честь нередко звучал гимн страны, «Мазурка Домбровского». Во время прошлых олимпийских соревнований в Токио поляки завоевали семь золотых медалей. Восемь лет спустя в Мюнхене — тоже семь. Пока они не сумели улучшить этот результат, лишь повторив его в 1996 году в Атланте.
В Японии бал правили боксеры. Упомянутый выше Мариан Каспшик , легендарный Ежи Кулей и Юзеф Грудзень поднимались на верхнюю ступень пьедестала почета. Гимн прозвучал и в честь эстафетной команды 4 х 100 метров. Сегодня это невозможно себе представить, ведь в эстафете лидируют такие страны как США и Ямайка. Тогда быстрее всех были польки — Тереза Цеплы, Ирена Киршенштейн (позже Шевиньская), Халина Гурецкая, Эва Клобуковская. В Германии, в Мюнхене, золотую медаль завоевали футболисты под руководством выдающегося тренера столетия Казимежа Гурского. Легендарная команда , которую называли «Орлами Гурского», создавала историю польского спорта — два года спустя она поднялась на пьедестал первенства мира. 1972 год стал важным и для польского велоспорта — серебро завоевала команда в составе: Эдвард Барцик, Люциан Лис, Станислав Шозда, Рышард Шурковский.
Шурковский , недавно умер. Последние годы он передвигался на инвалидной коляске после аварии, в которую попал на велосипеде. Он был феноменом. Столь же феноменальным был олимпийский успех его команды.
Нам самим приходилось финансировать участие в соревнованиях. Лишь когда мы добились серьезных результатов , нас начала экипировать Польская федерация велосипедного спорта. Но наша экипировка не шла ни в какое сравнение с тем, чем были обеспечены западные спортсмены. У нас не было нормальной машины, чтобы ездить на гонки. Только частные автомобили, польский «фиат-125». Нам, естественно, больше подошла бы машина с кузовом «универсал», но жизненные условия нас ограничивали. Несмотря на это, Шурковский и еще несколько товарищей по команде достигли больших успехов в любительском велосипедном спорте.
В Польше тогда многого не хватало. Запад шагнул далеко вперед , благодаря финансовому и техническому превосходству. Но польские спортсмены были полны отваги и решимости. Они поднимали планку польского спорта. Как, например, Ирена Шевиньская, завоевавшая семь олимпийских медалей: три золотых, шесть в личном зачете, а одна серебряная, — что стоит подчеркнуть отдельно, — не в беге, а в прыжках в длину.
Новые времена , новые герои
После выступлений Шевиньской прошло немало лет , но до сих пор не нашлось спортсмена, который превзошел бы ее по количеству завоеванных медалей. Фехтовальщик Ежи Павловский (выступал в 1956–1968 годах) пять раз поднимался на олимпийский пьедестал, в том числе один — на его высшую ступень. Конец ХХ — начало XXI века — эра Роберта Коженёвского, выдающегося мастера спортивной ходьбы. Он четырежды становился олимпийским чемпионом. Ни один польский спортсмен не принес сборной больше золотых медалей, чем он. Отметим, что Коженёвский каждый раз побеждал в личном зачете.
У поляков есть пословица: «Несчастья приходят парами». Вопреки этой пословице в легкой атлетике часто парами приходят победы. В 2008 и 2012 годах олимпийское золото получил толкатель ядра Томаш Маевский , а в 2012 и 2016 на вершину пьедестала почета поднялась метательница молота Анита Влодарчик. Их имена навсегда вошли в историю польского олимпийского движения.
Однако каждые Игры — это новые герои , новые истории. Не обязательно связанные с медалями. Славомир Наплошек, лучник, ждал 29 лет, чтобы вновь выступить на Олимпиаде. Ему 53 года. Скорее всего, на пьедестал он не поднимется, но займет свое место в истории польского спорта. Как и те, кто пойдет по стопам великих предшественников: Ирены Шевиньской, Мариана Каспшика, Януша Кусочиньского, Рышарда Шурковского, Томаша Маевского и многих других.
Перевод Владимира Окуня