Идеи

Выборы в Европарламент. Внутрипольское противостояние и российский фактор

Предвыборные плакаты кандидатов в Европарламент в Варшаве. Фото: Влодзимеж Васылюк / Forum

Предвыборные плакаты кандидатов в Европарламент в Варшаве. Фото: Влодзимеж Васылюк / Forum

В Польше продолжается череда избирательных кампаний. Позади парламентские выборы и выборы в органы местного самоуправления, а 9 июня 2024 года состоится голосование за депутатов Европарламента. О том, какими они будут и как могут повлиять на Польшу и ЕС — в нашей статье.

Голосование в Польше проходит в рамках выборов во всем Евросоюзе , когда с 6 по 9 июня в 27 странах будет избираться наднациональный парламент. Полякам предстоит выбрать 53 депутатов в 705-местный Европарламент. Эти выборы важны для Польши, в частности, потому, что они станут серьезной проверкой для правящей с конца 2023 года коалиции , в состав которой входят «Гражданская коалиция» Дональда Туска, «Третий путь» — союз «Польши 2050» Шимона Холовни и «Польской крестьянской партии» Владислава Косиняка-Камыша — и «Левые». Первый такой экзамен, то есть апрельские выборы в органы местного самоуправления , был пройден средне. Если считать в процентах , то победила партия «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, но реально власть в воеводствах расширила, а в городах сохранила партия Туска.

Европейские выборы для Качиньского — это шанс показать своим избирателям и однопартийцам , что он сохраняет авторитет и способен вернуться во власть. Что касается Туска, то он отождествляет себя с европейским проектом, и, кроме того, борется за сохранение у власти в Европарламенте фракции ЕНП (Европейской народной партии, то есть коалиции христианско-демократических и центристско-либеральных партий, в которую входит «Гражданская коалиция»). Решить эту задачу нелегко, потому что, согласно прогнозам, явка будет низкой, а это значит, что на избирательные участки придет в основном самый стойкий, мобилизованный и преданный электорат. То есть польские политики в ходе текущей избирательной кампании просто мобилизуют своих «ястребов» и концентрируются на негативных высказываниях в адрес соперников.

Непопулярность выборов в Европарламент

Александр Квасьневский на выборах в Европарламент , 2004 год. Источник: Википедия

Для поляков это пятые европейские выборы. Впервые Польша избирала евродепутатов в 2004 году , спустя чуть более месяца после вступления страны в ЕС. Надо сказать , что явка на евровыборах никогда не была впечатляющей. На первых выборах она едва превысила 20 %. На последующих — в 2009 году — проголосовало 24,5 % поляков, а в 2014 году — 23,8 %. Только явка на последних парламентских выборах в ЕС была рекордно высокой: в 2019 году в них приняли участие более 45 % избирателей.

Последние выборы в Европарламент , однако, были особенными. Они проходили на пике поляризации польской политической сцены, в период обострения противостояния между правящим в то время лагерем «Право и справедливость» и либерально-демократической и левой оппозицией. Выборы 2019 года, состоявшиеся в мае, также стали испытанием перед выборами в Сейм и Сенат Польши , проходившими осенью. «Гражданская коалиция» надеялась нарушить монополию ПиС на власть. На тот момент она не добилась успеха, и ПиС выиграл эти выборы в Европарламент. Сегодня ситуация иная. После парламентских выборов в октябре 2023 года , закончившихся победой либерально-демократического лагеря, активность анти-ПиСовского электората снизилась.

Избиратели ПиС , напротив, не мобилизованы на максимальном уровне, поскольку они не рассматривают европейские выборы как борьбу «за всё». Выборы в Европарламент вообще не привлекают такого внимания, как национальные. Для многих поляков парламент в Брюсселе и Страсбурге — это далекая абстракция. Людям не хватает знаний о реальных возможностях Европарламента, они считают, что он мало влияет на их жизнь. К тому же, это уже не первые выборы за последнее время, и у многих поляков есть ощущение, что уже год страна находится в состоянии непрерывной предвыборной кампании и неопределенности, потому что политики заняты собой и выборами, вместо того чтобы сосредоточиться на управлении страной (или борьбе с правительством, если речь идет об оппозиции). А это обычно вызывает усталость от политики в целом.

Внутренние распри

К общей усталости добавляются события последних месяцев , деморализующие избирателей противоборствующих лагерей. В случае ПиС это постоянные скандалы, связанные с правлением партии Качиньского. Например, скандал вокруг бывшего министра юстиции и партнера ПиС по коалиции, лидера партии «Суверенная Польша» Збигнева Зёбро, связанный с расследованием расходования средств из Фонда справедливости. Недавно главный свидетель обвинения Томаш Мраз обнародовал записи из кабинета Министерства юстиции, которые он делал в течение почти двух лет. Согласно этим записям, замминистра юстиции собирал деньги для предвыборной кампании своей партии и дружественных фондов. Кроме того, чиновник называл тогдашнего премьер-министра Матеуша Моравецкого «немецким агентом, у которого отец — русский агент».

Подобные истории отрицательно влияют на более умеренный электорат — тот , который обеспечивает перевес. Для верных же сторонников правых они не имеют большого значения — эти избиратели пойдут за Качиньским, даже если скандальные дела, связанные с его правлением, будут раскрываться каждый день.

«Гражданская коалиция» и ее союзники тоже испытывают проблемы в ходе предвыборной кампании. После победы на выборах в Сейм ожидания в отношении анти-ПиСовского лагеря были огромными. Поляки рассчитывали , что новое правительство очень быстро решит все проблемы и еще быстрее привлечет ПиС к ответственности. Между тем, по общему мнению, все происходит слишком медленно.

Недовольство избирателей усилилось после того , как было принято решение выдвинуть основных министров правительства Туска в депутаты Европарламента. От Варшавы баллотируется министр внутренних дел Марцин Кервиньский, а от Силезии — Борис Будка, министр государственных активов. В выборах участвуют и другие министры — например, Бартломей Сенкевич, министр культуры. У части электората партии Туска эти решения вызывают непонимание: «Как так — они всего несколько месяцев пробыли в правительстве и уже бегут в Брюссель , чтобы больше заработать в евро?»

Политтехнологам обоих политических лагерей ситуация предельно ясна. Поскольку явка будет низкой , необходимо поляризоваться. Обращаться следует к базовому электорату, поставив перед собой задачу запугать противника. Обычно это лучше удавалось ПиС, но на сей раз, похоже, верх берет партия Туска.

Обвинения в связях с РФ

По данным опроса , проведенного агентством IBRIS 23-24 мая по заказу газеты Rzeczpospolita, 32,1 % избирателей заявили о своем намерении голосовать за «Гражданскую коалицию» Дональда Туска, а 30,3 % — за ПиС. «Третий путь» Шимона Холовни и Владислава Косиняка-Камыша поддерживают 12,7 %, «Левых» — 8,9 %, «Конфедерацию» — 7 %.

Под конец кампании становится известно о новых аферах , имевших место во время правления Качиньского. Подливают масла в огонь также инциденты на границе с Беларусью (например, недавнее нападение на польского солдата) или угрозы со стороны Путина и Лукашенко. Бегство предателя, судьи Томаша Шмидта , по всей вероятности работавшего на российскую и белорусскую разведку (он построил карьеру, когда у власти находилась партия «Право и справедливость»), тоже сыграло свою роль.

Сейчас выявляются косвенные улики , указывающие на то, что в окружение некоторых политиков ПиС проникали люди с пророссийскими взглядами: их странное поведение может свидетельствовать о сотрудничестве с Москвой. Имели место и инциденты, вызывающие страх у поляков, — такие, как серия подозрительных пожаров. После ареста подозреваемых премьер-министр заявил, что некоторые из этих инцидентов могли быть актами российской диверсии.

Правительство сформировало специальную комиссию по расследованию российского влияния , а премьер-министр обещает жестко бороться с российскими агентами. Между тем, во время предвыборной кампании партию «Право и справедливость» обвинили в том, что она является пророссийской, потому что, критикуя ЕС, стремится к выходу Польши из Евросоюза (Polexit) и тем самым служит российским интересам. Одним из главных предвыборных лозунгов правящей коалиции стал слоган «ПиС — это Россия». С одной стороны, это — результат анализа международной ситуации: угроза со стороны РФ реальна. С другой, это результат выводов, сделанных из анализа общественных настроений. Поляки боятся войны и хотят инвестиций в безопасность. Поэтому Туск недавно объявил о программе «Восточный щит», которая, в частности, предусматривает строительство полосы укреплений на границе с Беларусью и Россией. Поляки опасаются также диверсий внутри страны, а поиск «русских агентов» в отдельных партиях, к сожалению, стал повседневностью польской политики (впрочем, начало этому положил ПиС во времена своего правления). «К сожалению» — потому что это не укрепляет безопасность, а, скорее, напротив — внутрипольские конфликты служат интересам Москвы.

Тем не менее , анализ связей между РФ и польским политическим и деловым миром просто необходим. Во время предвыборной кампании он, конечно, не даст никаких результатов, потому что соответствующим службам надо провести кропотливую работу, к тому же, такая работа не терпит огласки в СМИ. Зато во время кампании это послужит мобилизации базового электората. Лагерь ПиС пугает Туском, утверждая, что он — агент Германии и РФ и хочет лишить Польшу суверенитета. Лагерь Туска пугает ПиСом, заявляя, что партия намерена вывести Польшу из Европы во имя интересов РФ.

После выборов

Ставки на грядущих выборах действительно высоки. Во-первых , Европарламенту, который будет сформирован по их итогам, предстоит провести ЕС через, возможно, один из самых сложных периодов в его истории. Введение «Зеленого пакта для Европы» и новой энергетической политики — лишь часть сложных задач на ближайшие годы. Более серьезная проблема — это растущая , в том числе и для стран Евросоюза, угроза вторжения со стороны РФ.

Полномасштабная война РФ против Украины будет продолжаться , а если даже и закончится, ЕС придется взять на себя заботы по восстановлению Украины и ее интеграции с Европой. Еще одним серьезным испытанием станет возможное президентство Дональда Трампа в США и последствия для Европы американского изоляционизма и конкуренции со стороны Соединенных Штатов.

Наконец , еще одна проблема, с которой придется иметь дело новоизбранным депутатам, — технологическая гонка в сфере IT, искусственного интеллекта, биотехнологиях и энергетике, которую Европа проигрывает США и Азии (Китаю). К этому необходимо добавить сложную ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке, а также возможный в ближайшие годы рост нелегальной миграции в Европу. Следствием этих негативных процессов станут тесно связанные с ними политические события в ЕС: прежде всего, рост популярности радикально популистских, националистических и даже фашиствующих движений, пользующихся поддержкой России, либо намеренно или ненамеренно действующих в интересах Москвы.

Внутри ЕС будут возникать конфликты , связанные с принципами и моделью развития Евросоюза. Должны ли мы идти в направлении федерализации и отменить право вето отдельных государств, или ослабить интеграцию ЕС? Не окажется ли представительство популистов и националистов настолько многочисленным, а сам парламент настолько раздробленным на враждующие фракции, что он лишь будет создавать новые проблемы, а не решать существующие? Многое зависит от степени внутренней сплоченности Европарламента, а также от того, будут ли в нем преобладать способные и трудолюбивые депутаты.

Ответы на многочисленные вопросы мы узнаем уже скоро. Сомнений нет в одном: польские депутаты окажутся в Европарламенте в результате давней ожесточенной борьбы между двумя политическими лагерями и вследствие сильной поляризации политической сцены. В то же время , их мандаты будут довольно слабыми. Решение об их избрании, скорее всего, примет не больше одной пятой части электората.

Перевод Сергея Лукина

04 июня 2024