Идеи

«Я — электрический». Как Польша продвигает экотранспорт

Зарядка электромобилей. Источник: pixabay

Зарядка электромобилей. Источник: pixabay

В Польше из года в год растет количество электрических автомобилей. Правительство вводит льготы и планирует доплачивать тысячи злотых владельцам электрокаров, региональные власти создают специальные экозоны, а по улицам все чаще ездит экологически чистый общественный транспорт.

Сколько в Польше электрокаров

Электромобили становятся все более популярными. Сегодня 17% поляков рассматривают возможность их покупки. По польским дорогам уже ездит более 6 тысяч электрокаров.

Чаще всего поляки покупают гибридные автомобили с бензиновым и электрическим двигателем, которые позволяют существенно сократить выбросы углекислого газа. В первые шесть месяцев 2019 года их продажа выросла на 30%.

Еще 5 лет назад местные СМИ о них практически не писали, в 2018 на эту тему было опубликовано более 6 тысяч статей. Чаще всего пресса рассказывала о машинах марок Tesla, Volkswagen, BMW, Toyota и Nissan.

Дотации на покупку

До 37,5 тысяч злотых (около $10 тысяч) дотаций — владельцам электрических автомобилей! С таким предложением недавно выступило министерство энергетики.

Новость сначала обрадовала автолюбителей, однако позже они подвергли ее острой критике. Дело в том, что дотации предусмотрены далеко не для всех. Деньги от правительства смогут получить только те, чей автомобиль стоит меньше 125 тысяч злотых, то есть Smart, Volkswagen e-up! и самая дешевая версия Opel Corsa. Из-за высокой цены самые популярные модели e-Golf, BMW или Nissan дотированию не подлежат.

С большей охотой правительство поддержит покупку автомобилей на водороде.

Министерство готово возместить 30% стоимости легковушки, если ее цена не превышает 300 тысяч злотых ($76 тысяч). На сегодняшний день в Польше зарегистрирован только один водородный автомобиль — Toyota Mirai. Первые заправочные станции для водородников должны появится только через два года.

Пробки позади

P90343097 highRes 500-bmw-i3-in-electr-1024x683 Электрические BMW i3 едут по полосе общественного транспорта. Источник: www.bmwblog.com

С 2019 года в Варшаве действует сеть проката электрических автомобилей Innogy Go. Клиентов компания привлекает не только новенькими BMW i3, но и возможностью передвигаться на них по полосе для общественного транспорта.

Электрокары в Польше могут ездить по выделенным полосам наравне с автобусами и такси. Такая привилегия позволяет сэкономить время, когда город стоит в пробках. Это результат принятого в 2018 году «Закона об электромобильности и альтернативном топливе». Документом предусмотрена отмена акцизного сбора на электромобили.

Согласно планам правительства, до 2020 года в Польше должно быть построено более 6 тысяч станций зарядки. Где и как — зависит от числа жителей и количества автомобилей на душу населения в гмине (наименьшая административная единица в стране). Например, в населенном пункте, где насчитывается менее 100 тысяч жителей, а на 1000 жителей приходится 400 автомобилей, должно быть как минимум 60 станций зарядки.

Паркуйся бесплатно

Владельцы электрокаров не платят за городский паркинг. Правда, после того как закон вступил в силу, появилась проблема. Контролеры не всегда понимали, что припаркованный автомобиль — электрический, поэтому многие водители экотранспорта находили под дворниками штрафные квитанции. В Польше тогда не существовало специальных наклеек, обозначающих электрокары. К лету 2018 министерство инфраструктуры решило проблему и ввело специальную маркировку.

Через несколько лет электрические автомобили станут доступнее, число их возрастет, поэтому привилегии, такие как бесплатная парковка и передвижение по специальным полосам для общественного транспорта, будут пересматривать. Но пока льготами можно пользоваться. Сегодня день парковки в Варшаве стоит более 30 злотых (около $8). Таким образом, водители электрокаров в месяц могут сэкономить до $150 (по выходным паркинг бесплатный).

Зоны экотранспорта

Краков стал первым польским городом, в котором появилась зона экотранспорта (в Польше его также называют «чистым»). Въезд туда разрешен только местным жителям, работникам городских служб, предпринимателям работающим в этом районе и владельцам электромобилей. Но нашлись и противники смелого решения. По их словам, в проекте, предложенном городским советом Кракова, слишком много пробелов. Например, не предусмотрен въезд для доставляющих еду курьеров, для друзей и родственников тех, кто проживает в чистом микрорайоне. В краковском Казимеже, входящем в эту зону, живет много пожилых людей. Они часто нуждаются в помощи близких — и без автомобиля, который подъезжает прямо к двери, им не обойтись.

Варшава должна была стать вторым городом, где появится зона чистого транспорта. Учитывая опыт Кракова, столичные власти не спешат запускать проект.

«Я — электрический»

1200px-Solaris Urbino 12 Electric na placu Trzech Krzyży w Warszawie Электрический автобус в Варшаве. Источник: pl.wikipedia.org

Тем не менее, в Варшаве все чаще можно увидеть автобусы с надписями «Jestem elektryczny» и «Jestem hybrydowy» («я — электрический», «я — гибридный автомобиль»). Так обозначают автобусы с нулевыми и низкими выбросами вредных веществ. Сегодня в столице их более 200, и недавно варшавские власти приняли решение купить еще 130. Считается, что это одна из крупнейших электромобильных инвестиций в Европе. Электроавтобусы обойдутся городу в 417 миллионов злотых, из которых 180 миллионов — деньги Европейского Союза. Через два года по Старому городу вообще не будут ездить автобусы с дизельными моторами.

27 августа 2019