Танцы, гулянья, игрища… Традиционно в Польше несколько недель между Рождеством и началом Великого поста были самым веселым временем.
Запусты — это старопольское название карнавала, сегодня уже полузабытое. Во многих европейских странах этот зимний период был порой безудержных праздненств, обильных застолий и дружеских встреч. В крестьянской культуре последние несколько недель до прихода весны — лучшее время для беззаботного веселья, ведь уже совсем скоро придется возвращаться к тяжким трудам.
Так было и в Польше. О том, сколь рьяно предавался народ увеселениям, свидетельствуют исполненные негодования слова ксендза Якуба Вуйека, написавшего в конце XVI века, что дни эти — «изобретение дьявола». Но высказывания моралистов, к счастью, никого не заботили — люди так же продолжали веселиться и в последующие века.
Еда в этот период подавалась обильная, жирная, с большим количеством мяса, дающая силы в холодное время года. Специальных блюд не было, ели просто мясное: дичь и прежде всего бигос, рецептов которого столько же, сколько хозяек. А из сладостей — конечно же, традиционные пончики и хворост (в Польше его называют еще «фаворки»).
Еще это была пора помолвок и свадеб. Ухаживаниям способствовали и очень популярные в те времена кулиги — вереницы саней, ездившие от дома к дому в сопровождении всадников и музыкантов. Хотя, конечно, такие забавы были более привычны в городах, среди состоятельных слоев общества. Там также устраивались танцы и балы-маскарады, называемые на немецкий манер редутами.
В деревнях тоже развлекались вовсю. Больше всего забав приходилось на последнюю неделю карнавала, называемую мясопустом, остатками, кусыми днями или кусаками (от слова «kusy», родственного «искушению» и означающего «черт»). По деревням ходили ряженые: медведи (обвязанные гороховой соломой), козы (в козьей шкуре), лошади, аисты, призывающие весну, и целые толпы цыганок, чертей, духов, турок, немцев, жандармов. Они славились своими шутками, зачастую весьма непристойными.
Все эти увеселения не только «упорядочивали мир», но и привносили в него много радости. Рядились повсеместно: женщины в мужчин и наоборот, по карнавальному принципу «мир вверх тормашками». Кроме того, костюмы ряженых, равно как и суматоха, шум и розыгрыши должны были, согласно поверьям, призвать в новом году плодородие на поля. Аналогичное значение имели женские танцы «на лен» и «на коноплю».
Это же время благоприятствовало так называемому поквитанью с девушками, которые еще не вышли замуж. В Великопольше и Куявии девушки, не нашедшие себе жениха, должны были принять участие в обряде, называемом подкозёлок. Во время танцев требовалось откупиться пожертвованием — его приносили кукле, изображавшей юношу, или вырезанной из дерева голове козла.
Некоторые обычаи, как бы «наказывающие» тех, кто до сих пор не нашел себе суженого, были более суровыми: чтобы девушке как можно скорее «повезло со свадьбой», ее заставляли волочить тяжелое бревно. Впрочем, на практике девчата и парни тягали бревна вместе, с песнями, плясками и шутками. Наверное, такой смысл и был изначально заложен в старинном обряде — помочь молодежи познакомиться поближе за общим делом.
Молодухи, в свою очередь, проходили обряд выкупа в бабы. Эта забава была исключительно женская. Так же обстояло дело и с бабским цомбером — известным с XVII века увеселением краковских уличных торговок, которые «ловили» проходивших мимо мужчин и заставлять их плясать (а неженатые должны были откупаться деньгами). «Цомбер» также известен в Силезии как обряд инициации, посредством которого молодухи вступали в сообщество замужних женщин.
Сегодня, кстати, бабский цомбер возвращается из небытия. В СМИ появляется все больше репортажей о замечательных женских традиционных гуляньях, проходящих в Силезии и не только. Увидеть карнавальные обычаи в деревне в наше время непросто, поэтому лучше посетить одно из множества представлений, специально организованных для зрителей. Например, в этом году 23 февраля можно будет повеселиться в гмине Чернице-Борове близ Пшасныша на «Мазовецких Запустах» — этот фестиваль народной культуры проводится уже без малого сорок лет. А подлясские карнавальные обычаи можно посмотреть в Подляском музее народной культуры в Василькове, недалеко от Белостока.
Но вот время забав проходит. В окрестностях Кракова и регионе проживания этнографической группы курпиев в Мазовии в последний вторник карнавала появлялся князь Запуст в высокой картонной шапке, украшенной лентами, и объявлял конец увеселениям и развлечениям:
Запуст, Запуст, детки Запустовы,
Радуйтесь минуте, ведь уйдет он снова,
Вы его увидите только через годик,
А от постных супчиков ввалится животик.
Это напоминание бывало необходимо, поскольку, как свидетельствуют источники, многие пускались в разгул столь рьяно, что не замечали прихода Великого поста — шестинедельного периода покаяния, воздержания от мяса и увеселений, предшествовавшего Пасхе. И теперь оставалось только почистить горшки и посыпать головы пеплом в Пепельную Среду, завершавшую Запусты и открывавшую Великий пост.
Перевод Елены Барзовой и Гаянэ Мурадян