Я родился и вырос в Минске. В советской школе 70-х годов нам преподавали своеобразную историю — она зарождалась где-то с декабристов или революции 1905 года , а по-настоящему «начиналась» с октябрьской революции 1917 года. Мы не должны были отождествлять себя ни с многовековой историей своего края, ни с выдающимися личностями и патриотами своей земли, жившими столетия назад.
Впрочем , несколько раз мне удалось посмотреть на прошлое другими глазами. Например, в 1980 году, во время поездки с классом в небольшое местечко Мир в ста километрах от Минска — мы провели несколько часов на руинах Мирского замка, ходили по крепостным стенам, смотрели через окна-бойницы на поля и маленькие деревянные домики. Хотя историю этого места никто нам не рассказал, мне запомнилось необычное ощущение величия этих развалин. Еще одна история произошла со мной уже в армии, в 1986 году. Мы были в районе отселения после Чернобыльской катастрофы. Возле нашего лагеря находилось старое двухэтажное здание из красного кирпича — еще недавно это было училище с библиотекой. Там я случайно наткнулся на книгу «Черный замок Ольшанский» Владимира Короткевича , начал читать и с этого момента буквально заболел историей Беларуси, Великого княжества Литовского и Речи Посполитой Обоих Народов.
В 2000-х мне все чаще стали попадаться в интернете рисунки и акварели с пейзажами XIX века работы Наполеона Орды — известного композитора и художника , родившегося на территории современной Беларуси. Появились публикации, посвященные творческому наследию Орды, а в 2012 году вышел солидный альбом с репродукциями его работ — «Шлях да Бацькаўшчыны» Леонида Нестерчука. Я стал задумываться о том, чтобы побывать в местах, изображенных на рисунках Орды, и сравнить то, что было там полтора столетия назад, с тем, что есть сейчас. Так в 2016 году у меня созрела концепция фотопроекта.
Художник и его творчество
Наполеон Орда родился уже после разделов Речи Посполитой , в 1807 году, в деревне Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии, в семье маршалка кобринского повята, Маршалок — глава собрания шляхты (сеймика) в повете, самой мелкой административной единице Речи Посполитой. представителя древнего татарского рода. Получив хорошее образование в родительском доме и в Свислочской гимназии , он поступил в Виленский университет. Во время учебы Орда входил в состав тайного студенческого общества «Зоряне», за что вместе с Адамом Мицкевичем , Игнацием Домейко, Яном Чечотом был арестован и больше года провел в Виленской тюрьме. Позже, в 1830–1831 годах, он принимал активное участие в национально-освободительном восстании против властей Российской империи, был командиром партизанского отряда. Восстание было подавлено, но Орде удалось избежать ссылки и эмигрировать в Европу. Там он участвовал в деятельности Великой эмиграции, но в первую очередь сосредоточился на творчестве: музыке и живописи. Среди его знакомых в те годы были Шопен , Лист, Россини, Верди, Берлиоз, Бальзак, Стендаль…
После того как в 1856 году Александр II объявил об амнистии участников Ноябрьского восстания , Орда вернулся на родину, где стал работать домашним учителем музыки. Не оставлял он и занятий живописью. Художник поставил перед собой сложную задачу — запечатлеть в рисунках с натуры образы своей отчизны, бывшей Речи Посполитой.
После возвращения мне в голову пришла счастливая мысль посетить нашу провинцию , столь дорогую нашему сердцу, однако так мало знакомую нашим соотечественникам. Путешествуя с карандашом в руке, нарисовать остатки нашей былой славы и цивилизации.
Результатом его путешествий стали около тысячи рисунков мест , которые сегодня расположены на территории Беларуси, Польши, Литвы, Латвии, Украины. В сотрудничестве с варшавским литографом Алоизием Мисеровичем в мастерской литографии Максимилиана Фаянса были напечатаны восемь альбомов под общим названием «Альбом исторических видов Польши, посвященный соплеменникам, нарисованный с натуры Наполеоном Ордой» (Album Widoków Historycznych Polski poświęcony Rodakom zrysowany z natury przez Napoleona Ordę).
Тогда и сейчас
С тех пор прошло уже около 150 лет. За это время произошли революции в Российской империи , на карте Европы появились независимые Польша, Литва, Латвия, о своей государственности объявили Беларусь и Украина. Две мировые войны принесли огромные разрушения, снова поменяв границы государств. Все это , конечно, отразилось и на том, как стали выглядеть места, запечатленные на рисунках Наполеона Орды.
Сравнивая старые рисунки с современными пейзажами , замечаешь, насколько зачастую трагичны эти изменения — там камня на камне не осталось, тут все находится в руинах и разрушается дальше... Но, в то же время, есть сохранившиеся и отреставрированные памятники архитектуры — они дают ощущение непрерывности истории и вызывают чувство благодарности к людям , которые сумели сохранить эту красоту.
Вдохновляясь работами Наполеона Орды , я стараюсь отобразить в фотографиях современный вид тех мест, но кроме того — стремлюсь создать визуальное ощущение течения времени или застывшую историю. Иногда удается буквально увидеть связь между старым и новым и передать ее на фотографии. Порой случайные люди вдруг оказываются в кадре в нужном месте или в абсолютно чистом небе вдруг появляется облачко, которое преображает всю композицию — такие моменты меня особенно вдохновляют.
Почему фотографии черно-белые? Я пришел к такому решению по нескольким причинам. Во-первых , в современном пейзаже очень часто присутствует визуальный мусор — яркие утилитарные или просто безобразные объекты, несочетающиеся цвета. Монохромное фото это сглаживает, примиряет. Во-вторых, черно-белая фотография ассоциируется с исторической, а для меня важно передать ощущение присутствия истории в кадре. В-третьих, цветная репродукция рисунка Наполеона Орды, размещенная рядом с черно-белой фотографией большего формата, выглядит равновесно с ней.
Процесс выглядит следующим образом. Я выбираю цель поездки , нахожу объект на картах Google и определяю, с какой примерно точки его рисовал Орда. При этом я учитываю, в какое время года и в какое время дня лучше фотографировать, а перед выездом проверяю прогноз погоды. Для съемок я использую фотокамеру Pentax 645N, черно-белую пленку Fujifilm Neopan Acros 100 (средний формат кадра позволяет легко масштабировать изображение без потери качества и деталей), нейтрально-серые и цветные фильтры и, конечно, штатив. Чаще всего я снимаю с длительной выдержкой (от 1 до 16 минут), иногда пользуюсь мультиэкспозицией. Потом — проявка фотопленки, сканирование, обработка полученного файла в графическом редакторе. И, наконец, печать Giclée print на высококачественной фотобумаге большого формата. Все это позволяет достичь нужного мне художественного эффекта без потери документальной точности изображения.
Сейчас у меня есть 40 работ , сделанных в Беларуси и Польше. Я планирую продолжить серию, в том числе в Литве и Украине, хотя, конечно, из-за нынешних трудностей с пересечением границ и затратности проекта это едва ли произойдет быстро. А пока я создал Google-карту , на которой отмечены практически все места в Беларуси, нарисованные Наполеоном Ордой (Польша, Литва и Украина еще в работе). Каждый желающий может проложить по ней свой маршрут для путешествия и самостоятельно сравнить исторические пейзажи с современными.