Места

Метро-2022. Как польский волонтер помогает харьковчанам, живущим на станции

Харьковское метро. Фото: Сергей Коровайный

Харьковское метро. Фото: Сергей Коровайный

В Харькове более 130 человек живут под землей, на станции метро. Одни не хотят ее покидать, потому что после прихода «русского мира» у них больше нет своих домов, другие — просто потому, что боятся. Поляк Якуб Яворский, много лет проживающий в Англии, уже больше 40 дней живет здесь вместе с ними и помогает.

В четверг , 14 июля харьковский метрополитен вновь прекратил перевозить пассажиров после того, как россияне нанесли ракетный удар по его депо. До этого движение поездов было в той или иной степени восстановлено, а люди, которые еще в мае группировались на разных станциях, собрались на одной — «Героев труда», на Салтовке, методично разрушаемой врагом.

— Сейчас у нас здесь 130 человек , в том числе 10 детей, но после недавних ракетных атак на Харьков их наверняка станет больше, — говорит Якуб Яворский , с которым мы встречаемся у характерной надписи «I love Kharkiv» при входе в метро, где недавно упала российская ракета.

Харьков. Фото: Каролина Баца-Погожельская

Куба приехал сюда 40 дней тому назад. До этого он , независимо от какой-либо организации, помогал беженцам на польско-украинской границе. Он вернулся в Великобританию , где живет уже больше десяти лет, поскольку ему нужно было поменять водительские права. Тогда один знакомый попросил его съездить в Харьков и выяснить ситуацию с «людьми в метро». Он так и сделал — и с первых дней июня остался там. Его кровать стоит среди палаток переселенцев.

— Девушки сшили мне шторки , почти как в пятизвездочном отеле, — пытается шутить Куба. Но какие уж тут шутки , когда вокруг такое несчастье.

Здесь есть люди разного возраста и разного достатка. Есть сотрудница полиции , чью квартиру разрушили орки: теперь она выходит на службу и возвращается в метро. Есть дети и подростки, ездящие по перрону на самокатах.

— Двум девочкам , 6 и 8 лет, мы даже устраивали здесь дни рождения, с тортами, с подарками, всем, что мы в силах сделать, — рассказывает польский волонтер. — Но они должны выйти отсюда. Пожалуйста , помогите нам организовать им более подходящее для жизни место!

Якуб Яворский (справа) в Харьковском метро. Источник: Якуб Яворский / Фейсбук

То , что мы можем сделать сегодня — это закупить 500 литров воды, 300 быстрорастворимых супов и гору фруктов для детей, чтобы хоть немного поддержать его усилия.

— Я все покупаю на свои деньги или на то , что присылают родные и знакомые. А содержать 130 человек и в самом деле непросто, — делится Куба. — Сейчас приехали вы и репортеры из США , которые тоже нам помогли, так что за ближайшие несколько дней я не беспокоюсь. А потом? Не знаю. Здесь нужны психологи, системная помощь, ведь долго так жить невозможно.

На станции метро люди спят либо в палатках , либо на полу, либо на деревянных поддонах. Среди них есть молодой мужчина с ожогами 60 % тела. Были разные версии происшедшего, но очевидно, что он нуждался в помощи.

— Харьковские больницы не хотели его принимать , и я это понимаю, ведь они держат места для солдат. Знакомые канадцы тогда как раз приезжали в Харьков с каретой скорой помощи и забрали его в больницу в Киев, где ему удалось подыскать место. И что вы думаете? Он сбежал и вернулся к нам, потому что здесь чувствует себя в безопасности. Ну не может же все так работать! — рассказывает Куба.

Тем временем , пока мы идем на перрон, он здоровается с полицейскими и очередью из людей, желающих его обнять. Видно, что здесь он «свой».

Харьковский метрополитен. Фото: Каролина Баца-Погожельская

— Только не фотографируйте! — предупреждает нас полицейский. Однако начальника станции удается уговорить.

— Знаете , они осторожны. Недавно вблизи станции появился диверсант, который, как оказалось, подбросил сюда устройство для наведения беспилотников. Вот они и дуют на воду. Да и эти люди тоже заслуживают немного уважения к их частной жизни. С другой стороны, мне хочется, чтобы вы показали как можно больше, может быть, удастся вывести их отсюда. Они должны отсюда выйти, — убежденно говорит Куба.

Мы идем на кухню , ведь здесь есть самая настоящая кухня. Девушки, находящиеся здесь с первого дня войны, — сегодня самые доверенные помощницы Кубы. Они ежедневно готовят здесь обед для всех обитателей метро, им даже доставили специальную плиту.

— Около 10 утра мы выдаем всем завтраки и пакеты из гуманитарной помощи , сегодня, к примеру, это вода и влажные салфетки, которыми они моются, ведь душа здесь нет. Дети ежедневно получают еще фрукты и йогурты. Потом мы готовим обед и выдаем его после полудня. Затем делаем уборку, а потом наступает время ужина. Вечером завариваем чай и играем в карты. Так проходит день за днем, — рассказывает нам Наташа

Сама она здесь с самого 24 февраля. Девушка жила на улице Дружбы народов , на Салтовке. В наташиной квартире теперь нет ни дверей, ни окон, но она в любом случае не представляет себе, как смогла бы сегодня вернуться в самое опасное место в Харькове.

— Здесь я чувствую себя в безопасности. Иногда нам слышны звуки ударов с земли и с воздуха , если они раздаются поблизости, но здесь мы все вместе, под землей. Что будет дальше? Не знаю, тяжело говорить о будущем, тяжело даже думать, но победа будет за нами, за Украиной, — добавляет она , подчеркивая слово «победа».

– Что я могу тебе сказать? Так вот и живем , изо дня в день. У меня осталась заначка в 112 фунтов около 132 евро на случай , если будет необходима эвакуация. Но я не собираюсь никуда уезжать. Ну, правда, завтра еду на фронт, мы ведь и там помогаем. А сегодня мы уже решили, что обитатели метро будут шить маскировочные сети. Им тоже нужно чем-то заниматься. Нам всем это нужно, чтобы не сойти с ума, — заключает Куба Яворский.

Трудно после этих нескольких часов покинуть метро и всех тех , кто еще надолго останется там. Но мы не прощаемся. Мы просто говорим: «До свидания». Ведь по-другому и быть не может.

Перевод Сергея Лукина

Статья была опубликована на портале Wprost 16 июля 2022 года.

20 июля 2022