Согласно данным Центрального реестра автомобилей и водителей (CEPiK), на конец 2024 года в Польше было зарегистрировано более 20,5 миллиона легковых машин. В этой статистике не отражены так называемые мертвые души, то есть транспортные средства, которые уже много лет не используются (по оценкам, таких около 3 миллионов). Таким образом, на 1000 жителей страны приходится 548 машин. А это значит, что Польша входит в число лидеров ЕС по количеству автомобилей на душу населения.
Примечательно, что подавляющее большинство новых машин (примерно 7 из 10) в Польше попадает к предпринимателям. В то же время, около 60 % всех новых автомобилей оплачивается с использованием лизинга, либо в форме долговременной аренды. И только по окончании срока лизинга они выходят на вторичный рынок и приобретаются частными лицами.
Стар, как авто в Польше
Средний возраст легковых автомобилей в Польше высок, и в последние годы он увеличивался, хотя в 2024 году этот рост замедлился. Из отчета Польской ассоциации автомобильной промышленности (PZPM) следует, что к концу 2024-го средний возраст незначительно вырос — примерно до 16,16 года. В среднем за год автомобильный парк стареет на 0,3 года. Так что машины в Польше гораздо старше, чем в других странах Евросоюза. Средний возраст автомобиля в ЕС — около 12,3 года, то есть на 3,6 года ниже, чем в Польше. Для сравнения, в Австрии или Люксембурге автомобили моложе в среднем на 9 лет. Лишь в Греции и Эстонии средний возраст машин выше, чем в Польше: 17,3 и 16,6 года соответственно.

Каждому четвертому автомобилю в Польше более 20 лет. Автомобилей моложе 4 лет — лишь около 11 %. Столь значительный процент старых машин обусловлен в основном массовым ввозом из-за границы подержанных транспортных средств, возраст которых обычно превышает 10 лет.
Подержанные автомобили — лучше?
Поляки покупают подержанные автомобили чаще, нежели новые. Причина — в основном в цене. Новая «Тойота-Королла», самая популярная марка в Польше, обойдется сегодня в 121,4 тысячи злотых. 28,5 тысячи евро Пятилетний автомобиль в аналогичной комплектации стоит около 70 тысяч злотых. Новая «Шкода-Октавия» в самой бюджетной версии стоит 110 тысяч злотых. Пятилетняя — 45–60 тысяч. По оценкам, на один новый автомобиль приходится до пяти подержанных. Это подтверждают регистрационные данные последних лет. В 2024 году в Польше зарегистрировано 551 565 новых легковых автомобилей, что означает рост на 16,7 % по сравнению с 2023 годом. В то же время импорт подержанных машин из-за границы достиг около 880 тысяч единиц (рост почти на 20 %). Всего, с учетом автофургонов и пикапов, в 2024 году в Польшу приехал почти миллион подержанных транспортных средств.
К тому же, процветает торговля автомашинами, уже зарегистрированными в стране. В 2024 году оформлено 2,7 миллиона перерегистраций отечественных подержанных автомобилей — на треть больше, чем в предыдущем году.
Средний возраст импортированного авто — 12,4 года. В Польшу попадают и подержанные электромобили. В 2024 году было завезено около 5,5 тысячи электрокаров.
Многие годы неизменным лидером среди стран происхождения машин остается Германия — в 2024 году более 503 тысяч привезенных из-за границы автомобилей (около 52 % от общего числа) поступило из этой страны. За ней следуют: Франция (100 тысяч), Бельгия (70 тысяч), а также США (68 тысяч).

Наиболее популярные марки импортных автомобилей — это традиционно «Фольксваген» (№ 1), «Опель» и «Ауди», а среди моделей многие годы лидируют, в частности, «Опель-Астра», «Фольксваген-Гольф» и «Ауди-A4». Примечательно, что в последнее время все популярнее становятся китайские марки.
В 2024 году зарегистрировано более 11 тысяч новых автомобилей из Китая — почти на 3000 % больше, чем в предыдущие годы. Только в январе 2025 года было продано свыше 2 тысяч автомобилей, что уже обеспечило им около 5 % рынка. Почему поляки выбирают китайские автомобили? Прежде всего, из-за цены — они до 30 % дешевле европейских аналогов. Плюс к этому — широкий выбор комплектации, длительные гарантии и все более развитая сеть автосалонов.
Что покупают поляки
На польском рынке новых легковых автомобилей уже несколько лет лидируют азиатские бренды (главным образом, японские и корейские), с явным преимуществом «Тойоты». В 2024 году «Тойота» сохранила позицию лидера — поляки зарегистрировали 103 826 новых машин этой марки, что дало ей 18,8 % рынка. Второе место заняла «Шкода» (60 131 единица), а третье — «Фольксваген» (38,4 тысячи). В первую пятерку также вошли «Киа» (33,3 тысячи) и «Хёндэ» (31 тысяча).

Если говорить о самых популярных в Польше моделях автомобилей, то в 2024 году бесспорным победителем была «Тойота-Королла». Она стала самой покупаемой моделью как в целом, так и в сегменте автопарков.
Всего зарегистрировано почти 29,5 тысячи автомобилей этой модели (рост почти на 10 % в годовом исчислении). На втором месте — «Шкода-Октавия» (19 266, рост на 21,9 %), а на третьем — «Тойота-Ярис-Кросс» (15 612, рост на 16,5 %). Более 14 тысяч новых машин — это «Тойота-C-HR» и «Тойота-Ярис», которым уступают модели конкурентов (в частности, «Хёндэ-Тусон» и «Киа-Спортейдж»).
Электрификация польских автомобилей
В польском автопарке преобладают машины с двигателем внутреннего сгорания, хотя в последние годы поляки все чаще отдают предпочтение альтернативным двигателям (гибридным и электрическим).
Среди новых автомобилей структурное соотношение типов двигателей радикально меняется из года в год. 2024-й войдет в историю как первый, в котором автомобили с альтернативными двигателями (гибридными, электрическими и т.д.) стали преобладать в продажах — их совокупная доля превысила 53,8 % рынка новых легковых автомобилей.

Электромобили по-прежнему составляют мизерный процент в продажах новых машин в Польше — в 2024 году их было около 3 %, чуть меньше, чем годом ранее. Это стало следствием, в частности, приостановки государственных субсидий на лизинг таких автомобилей. В целом, за весь 2024 год зарегистрировано около 12-13 тысяч новых электрокаров, меньше, чем в 2023-м. В свою очередь, продажи подключаемых (plug-in) гибридных автомобилей (PHEV) Тип гибридного автомобиля, который может заряжать батарею от внешней электрической сети, в дополнение к зарядке от двигателя внутреннего сгорания. выросли на 13 %, и их доля достигла 2,7 %.
В конце 2024 года по польским дорогам ездило около 80,4 тысячи полностью электрических автомобилей (BEV) всех типов, из которых 72,3 тысячи — легковые. Если добавить подключаемые «гибриды», то общее число электромобилей (BEV+PHEV) в парке превысило 130 тысяч (по данным Счетчика электромобильности PZPM/PSPA Показатель электромобильности, публикуемый Польской ассоциацией автомобильной промышленности (PZPM) и Польской ассоциацией альтернативных видов топлива (PSPA). Несмотря на динамичный прирост, это пока еще небольшой сегмент — около 0,6 % всего парка легковых автомобилей. Для сравнения, в одном только столичном регионе (Варшава и окрестности) зарегистрировано около 6 028 электромобилей, что составляет 0,29 % тамошнего парка, а в наименее «электрифицированном» регионе — Варминьско-Мазурском воеводстве — лишь 0,06 % машин относятся к категории BEV (446 автомобиля).
Чего ожидать в 2025 году
С января по март 2025 года в Европейском союзе было зарегистрировано более 2,7 миллиона легковых автомобилей и 352,5 тысячи автофургонов и пикапов. Это меньше, чем в аналогичный период 2024 года (снижение на 1,9 % для легковых машин и на 12,2 % в случае фургонов). В Польше тренд противоположный. За тот же период в 2025 году зарегистрировано 142 тысячи легковых автомобилей (на 2,5 % больше по сравнению с 2024 годом) и 16 тысяч автофургонов (рост на 1 %). На долю компаний приходится 65 % новых регистраций, а в 50 % всех новых покупок «использовались финансовые инструменты», такие как лизинг.
Согласно отчету, который в июне 2025 года опубликовал Институт изучения автомобильного рынка SAMAR, в течение года в Польше зарегистрируют рекордных 565 тысяч новых легковых автомобилей. Это означает, что будет побит предыдущий рекорд 1999 года. Помимо легковых автомобилей, компании планируют приобрести 67,5 тысячи автофургонов. Более того, ожидается ввоз из других стран более миллиона подержанных машин.

Поляки охотно покупают?
Согласно исследованию, проведенному центром изучения общественного мнения ARC по заказу Польской ассоциации аренды и лизинга автомобилей (PZWLP), каждый десятый опрошенный (10 %) «готов приобрести» машину. Еще 17 % собираются совершить покупку уже в текущем году. Предположительно большинство новых машин отправится в крупные города.
В то же время 57 % респондентов либо точно не купят автомобиль, либо не обдумывают такой шаг, а у 16 % нет однозначного мнения.
Переводчик Сергей Лукин, редактор Ольга Чехова