Варшавяне любят Саску Кемпу за ее неспешность , уют и отсутствие туристов. Этот район можно назвать маленькой Варшавой для посвященных. Здесь много зелени, в которой утопают живописные улицы с невысокими домиками и многочисленными кафе и ресторанами. Саска Кемпа расположена на правом берегу Вислы и формально относится к району Прага-Полудне, однако местные жители считают ее отдельным районом, что не удивительно, ведь «кемпа» (kępa) — старопольский синоним слова «остров». Так и есть , Саска Кемпа — своего рода остров, район с четко очерченными границами, обеспечившими ей ощущение отдельности и, соответственно, уникальности.
Древнейшие предания гласят , что когда-то эта территория лежала на левом берегу реки, но в Средневековье русло Вислы внезапно сместилось, и Кемпа, которую тогда называли Кавчей, От польск. kawka— галка. стала правобережной , то есть оказалась между новым руслом реки и ее старицей.
Чтобы освоить этот своеобразный участок земли , который часто заливала капризная Висла, варшавский магистрат попросил помощи за границей. В начале XVII века сюда прибыли поселенцы из Нидерландов, знавшие, как обращаться с заливными землями. Они подписали с магистратом договор на сорокалетнюю аренду Кемпы на выгодных условиях (пять лет бесплатного использования земли, а в дальнейшем — оплата небольшого оброка). Переселенцы насыпали валы и подняли свои хозяйства на искусственные пригорки, которые называли терпами. Многие годы эти пригорки оставались характерным элементом ландшафта Кемпы.
Хотя поселенцы , прозванные «олландцами», через десять с небольшим лет покинули Саску Кемпу, некоторые их нововведения сохранились. Остатки одной из терп и сегодня можно увидеть на улице Валечных рядом с деревянным домом — старейшим в районе. Правда, его построили не «олландцы» — он появился уже во второй половине XIX века, но вполне вероятно, на месте бывшего «олландского» дома.
В начале XVIII столетия Кемпу стали арендовать короли из саксонской династии , восседавшей на польском троне. Они устраивали здесь шумные празднества, пировали и охотились.
После себя монархи не оставили никаких материальных следов , кроме названия: с тех пор Кемпу начали называть еще и Саской (по-польски saska означает «саксонская»).
В последующие годы здесь мало что изменилось: зеленая территория на берегу Вислы так и оставалась почти неосвоенной. Причиной этого , в частности, были разрушения со времен восстания Костюшко 1794 года — на Кемпе шли бои между польскими и российскими войсками.
Со временем эта практически безлюдная и поросшая буйной зеленью территория стала излюбленным местом для летних развлечений. Тогда Саска Кемпа административно находилась за пределами Варшавы. В теплые дни лодки перевозили сюда варшавян с левого берега — они возвращались в город лишь поздно вечером , как правило, разморенные солнцем и алкоголем. Однако уже к концу XIX века слава Саской Кемпы как места для отдыха стала меркнуть, а в начале ХХ столетия и вовсе сошла на нет. Единственная дорога сюда, длинная и неудобная, вела через Прагу.
Толчком к развитию Саской Кемпы могло стать хорошее сообщение с левобережьем , и таким логистическим прорывом было открытие в 1913 году моста через Вислу, носящего сегодня имя князя Юзефа Понятовского. От центра города до Саской Кемпы, которая когда-то считалась окраиной, теперь было рукой подать.
Развитию района помешало начало Первой мировой войны , а уже в августе 1915 года русские войска, отступая, подорвали мост. Его повторного открытия пришлось ждать десять лет. И только с восстановлением моста началось настоящее развитие Саской Кемпы.
Первые современные здания на Саской Кемпе стали возводить в 1926 году , а до этого здесь среди полей и садов стояли лишь одинокие деревянные дома. Городские власти спроектировали сеть улиц района и выделили участки под застройку. В течение последующих тринадцати лет, то есть до начала Второй мировой войны , на Саской Кемпе появился современный жилой район.
Одними из первых участки под строительство купили молодые архитекторы. Поначалу они строили дома , похожие на исторические польские усадьбы , но уже в конце 20-х годов на Саской Кемпе появилось первое здание в совершенно другом стиле. Его спроектировал знаменитый дуэт архитекторов — Богдан Ляхерт и Юзеф Шанайца.
Дом 9/11/11a на Катовицкой улице , сохранившийся до наших дней, — один из первых польских проектов, в котором воплощены в жизнь пять принципов современной архитектуры Ле Корбюзье. Скелетная конструкция, свободная планировка, первый этаж на сваях, три сегмента соединены узкими горизонтальными окнами. На плоской крыше размещена терраса. Здание имело переломное значение для развития польской архитектуры, а его фотографии часто публиковались в польской и иностранной прессе.
Вскоре молодой район быстро приобрел значение важного центра польской модернистской архитектуры. Этот стиль стал модным , как и сама Саска Кемпа.
Новые мелкие инвесторы часто заказывали для себя кубические виллы , отличающиеся экономичностью архитектурных деталей. Одним из ведущих архитекторов был Люциан Корнгольд. Он спроектировал знаменитую белую виллу на Французской улице, 2. Впечатляющее здание возвели для владельца одной из крупнейших в Польше автомобильных компаний. Вилла стала иконой польской модернистской архитектуры.
Корнгольд и себе построил дом на Саской Кемпе , но наслаждался им недолго. После того, как гитлеровская Германия напала на Польшу , ему, еврею по происхождению, пришлось бежать из страны. Он спас свою жизнь, но судьба забросила его на другое полушарие. Позже Корнгольд успешно проектировал первые небоскребы в Бразилии.
Планировалось , что Саска Кемпа будет не только районом вилл. Здесь предполагалось открыть первые в Варшаве постоянные выставочные пространства, в частности, для проведения Всемирной выставки в 1943 году. Польша как организатор такого грандиозного мероприятия должна была принимать на Саской Кемпе гостей со всего мира. Однако Великий экономический кризис в начале 30-х годов перечеркнул планы организаторов выставки. Польше, недавно вернувшей независимость , пришлось пересматривать свои амбициозные намерения.
Проект выставки , так и не дождавшийся своей реализации, сыграл огромную роль для Саской Кемпы. От него остались международные названия улиц: Марокканская, Парижская, Литовская, Латвийская, Бразильская, Африканская и Международная. Но не только. Кроме названий, остались незастроенные территории в восточной части района. Сегодня здесь расположены дачные участки, которые фактически отделяют Саску Кемпу от районов правобережной Варшавы.
Такой границей с северной стороны стал Скарышевский парк имени Игнация Падеревского. Это один из красивейших варшавских парков , который появился раньше, чем соседствующий с ним жилой район. Парк спроектировали в начале ХХ века на месте пастбищ, и сегодня это излюбленное место для прогулок окрестных жителей.
В межвоенное двадцатилетие здесь установили несколько скульптур , например, «Ритм», «Танцовщица» и «Купальщица» в стиле ар-деко. В 2022 году в парке появилась и восстановленная статуя «Источник», выполненная в традиции кубизма и изображающая веселого фавна верхом на дельфине (во время Второй мировой скульптура исчезла при загадочных обстоятельствах).
Внимание привлекает и аскетическая белая часовня: ее возвели специально для парижской Всемирной выставки в 1937 году , а впоследствии, когда экспонат вернулся в Польшу, установили в парке Скаришевского.
Вторая мировая война все изменила. Уже в сентябре 1939 года район стал ареной польско-германских боев , которые велись, в частности, за мост Понятовского. Почти идентичная ситуация сложилась в конце 1944 – начале 1945 годов, когда здесь находился тыл фронта, который на несколько месяцев установился по линии Вислы.
В сравнении с другими районами столицы Саска Кемпа не слишком пострадала во время войны: бои Варшавского восстания здесь не велись.
В сентябре 1944 года польско-советские войска заняли правый берег столицы , в частности Саску Кемпу, что уберегло район от массовых разрушений, причиненных немцами, которые в качестве возмездия за восстание практически уничтожили левобережную часть Варшавы.
После войны на окраинах Саской Кемпы появились новые жилые комплексы , которые гармонично вписались в ландшафт. Примечательно, что свое продолжение получила и международная тематика названий улиц. Если до войны интернациональную атмосферу должна была обеспечить Всемирная выставка, то после войны она воцарилась по совершенно иной причине: коммунисты отдавали под посольства фешенебельные виллы, отобранные у довоенных владельцев. И это тоже формировало уникальный характер Саской Кемпы, особенно в серые годы ПНР. Здесь до сих пор находятся посольства Алжира, Бразилии, Грузии, Колумбии, Испании и других стран.
В 1967 году во время визита в Варшаву генерал де Голль посетил и Саску Кемпу , где тогда располагалось посольство Французской Республики. Его восторженно приветствовали толпы жителей.
В конце 50-х – начале 60-х годов на улице Саской жил Владислав Гомулка , первый секретарь Польской объединенной рабочей партии, в то время главный человек в государстве. После освобождения из сталинской тюрьмы он поселился на Саской Кемпе в скромном доме и остался здесь жить даже после 1956 года, когда на волне перемен пришел к власти. Старожилы района вспоминают, что часто встречали Гомулку в Скарышевском парке — он прогуливался с собакой, обычно в сопровождении охранника.
Саску Кемпу полюбили и представители творческих профессий. В середине 70-х сюда из центра переехал писатель Мирон Бялошевский и впоследствии часто описывал район в своих произведениях.
На Саской Кемпе жила поэтесса , автор многих популярных песен Агнешка Осецкая. Она увековечила свой район в ставшей хитом песне «Малгоська» , которую исполняла Марыля Родович. Слова «был май, и пахла Саска Кемпа сумасшедшей, зеленой сиренью» в 70-е пела вся Польша. Агнешка Осецкая была настолько тесно связана с Саской Кемпой , что на Французской улице установили камерный памятник певице — она сидит за кофейным столиком и наблюдает за жизнью любимого района.
Каждый год в мае на Французской улице проходит праздник Саской Кемпы. А еще у района есть собственное самоуправление и даже архитектурная премия , которую вручают за лучшие новые дома и реставрацию довоенных зданий.
К футбольному чемпионату Европы , проходившему в 2012 году, на Саской Кемпе построили огромный бело-красный Национальный стадион, который стал знаковым сооружением в современном ландшафте столицы. Поскольку на стадионе то и дело проводятся концерты, матчи и другие мероприятия, он нередко становится причиной жалоб части местных жителей. А другая часть, наоборот, — радуется, что может бесплатно прямо из дома вживую слушать выступления любимых звезд.
Перевод Сергея Лукина