7 мая 2024 года Томаш Шмидт , судья воеводского административного суда Варшавы, выступил на пресс-конференции в Минске. Он заявил, что просит политического убежища в Беларуси и одновременно обвинил Польшу в ограничении свободы слова и в агрессивном отношении к лукашенковской Беларуси и путинской России. Томаш Шмидт призвал Варшаву в корне изменить свою политику и наладить взаимоотношения с восточными соседями, а также обвинил Польшу в обслуживании интересов США и Великобритании.
Таким образом , Шмидт почти дословно повторил основные пункты белорусского и российского пропагандистского нарратива, нацеленного против Польши.
Откровения беглого судьи в Минске не шокировали польских политиков , СМИ и спецслужбы, мягко говоря, иррациональностью высказываний, прозвучавших на пресс-конференции. Нет никаких сомнений, что они еще не раз прозвучат в программах белорусской и российской пропагандистской машины.
Страницу бывшего судьи в социальных сетях заполняют фотографии райской жизни в Беларуси в качестве беженца. Здесь и снимки популярной белорусской водки , и обед в ресторане. Однако очевидно, что активность Шмидта в соцсетях полностью контролируют его покровители.
Понятно , что такие пропагандистские выступления — лишь эпилог поспешной эвакуации шпиона из Польши. Белорусские спецслужбы стараются выжать из своего сотрудника максимум пользы. В частности, так они могут показать белорусам и россиянам, которые враждебно настроены по отношению к полякам, что даже среднестатистические чиновники бегут из Варшавы — в знак протеста против русофобии. Очевидно, что одна из целей этого раздутого спектакля — нанести удар по репутации Польши как благонадежного партнера в глазах ее западных союзников и продемонстрировать польским спецслужбам свою силу.
Серьезное беспокойство вызывает истинный характер сотрудничества Шмидта с белорусскими спецслужбами.
Гораздо больший вред Томаш Шмидт причинил , когда еще из Польши передавал информацию и сотрудничал с белорусским КГБ, а возможно, и с российской службой внешней разведки.
Работая в административном суде , Шмидт имел доступ к судебной информации — главным образом, к административным производствам, апелляциям и делам между государственными учреждениями. В его распоряжении были базы данных и личные дела, в том числе, возможно, и связанные с деятельностью спецслужб. И даже если эта информация была неполной и далеко не высшего уровня секретности и важности, для спецслужб она все равно чрезвычайно ценна. Кроме того, Шмидт был полезен вражеским службам благодаря своими обширным связями в юридических, управленческих и политических кругах.
Томаш Шмидт нарушил как минимум одно из основных положений присяги судьи — он не сохранял тайны. Высший административный суд отменил иммунитет уже бывшего судьи Шмидта и выдал разрешение на его арест. В польском законодательстве за шпионаж предусмотрено наказание от пяти лет лишения свободы , а для государственных служащих — от восьми лет до пожизненного заключения.
Благодаря побегу в белорусскую золотую клетку , Шмидт пока избежал польской тюрьмы. Но будет ли клетка и в самом деле золотой, покажет время. Сейчас бывший судья — звезда пропаганды, но со временем его ждет забвение. Он обречен жить в страхе и в окружении тайных агентов КГБ.
О том , что бывают и худшие ситуации, свидетельствует история другого польского изменника, солдата Эмиля Чечко, который в декабре 2021 года бросил службу на границе и тоже сбежал в Беларусь. Некоторое время он точно так же был звездой пропагандистских кампаний. В марте 2022 года его нашли повешенным в минской квартире. Правда, в отличие от Чечко, Шмидт — образованный и ценный для белорусских и российских спецслужб агент, который все прекрасно рассчитал и действовал решительно.
Прежде чем в 2011 году попасть на работу в административный суд , Томаш Шмидт вращался в приближенных к Министерству юстиции кругах. Это было во время правления Гражданской платформы, партии нынешнего премьер-министра Дональда Туска. Тогда Министерство юстиции возглавлял Ярослав Говин , который впоследствии начал сотрудничать с правым крылом, в частности с партией «Право и справедливость». Шмидт тогда был активным деятелем объединения юристов Themis, которое добивалось реформы судебной системы.
Однако планы реформы попали на благодатную почву только в 2015 году. Партия ПиС тогда как раз пришла к власти и взялась , в частности, за увольнение судей, связанных с его конкурентами из либеральной оппозиции. Партия Ярослава Качиньского использовала для этой цели различные круги, в том числе те, к которым принадлежал Томаш Шмидт. Так тот начал работать в Министерстве юстиции, в комиссии по вопросам реприватизации.
Власть ПиС продвигала лояльных судей , в том числе Томаша Шмидта. То, что он, простой юрист родом из провинциальной Остроленки, возглавил Юридическое управление Национального совета судопроизводства, было головокружительным карьерным скачком.
Помехой к дальнейшему служебному росту стал «хейтерский скандал»: в 2019 году вышли на явь факты о так называемой кастовой группе судей под покровительством ПиС. Среди участников группы был , конечно, и Томаш Шмидт, а одной из главных фигуранток оказалась его жена Эмилия Шмидт. Именно она, известная в СМИ как «Маленькая Эми», впоследствии раскрыла закулисье деятельности группы и выступила главным свидетелем по этому делу.
Функционируя , в частности, в WhatsApp, группа в различных соцсетях организовывала агрессивные кампании против судей и других деятелей — противников судебной реформы под диктовку ПиС. Группа прибегала к онлайн-клевете, обнародовала различную информацию о частной жизни судей и даже рассылала им открытки с оскорблениями и угрозами.
Тогда судья Шмидт потерял должность , однако в 2022 году он «переобулся» и начал раскрывать СМИ подробности скандала. С женой он развелся, зато впоследствии начал отношения с украинской гражданкой и не раз ездил в Украину. По словам бывших коллег, во время работы в Министерстве юстиции и судах Шмидт много говорил о возможностях, которые открывает Польше бизнес за восточными границами.
По данным других источников , он никогда не афишировал своих пророссийских или пробелорусских взглядов. Напротив: когда началось полномасштабное вторжение России в Украину, он на словах поддерживал украинцев. Возможно, это лишь хорошо продуманное прикрытие.
В конце концов , что это был бы за агент, если бы он открыто привлекал к себе внимание радикально прокремлевскими высказываниями? Польское общественное мнение сегодня уже иначе расценивает его роль в «хейтерском скандале» и деятельность во времена правления ПиС.
По мнению многих экспертов , Шмидт выполнял требования белорусских или российских спецслужб, целью которых было дестабилизировать польскую сферу правосудия и в целом ослабить позиции Польши в ЕС.
Возможно , мы так никогда и не узнаем, что именно подтолкнуло судью Шмидта к предательству и столь отчаянному шагу, как бегство в Беларусь. Может быть, идеологические взгляды или озлобленность, сформированная польскими реалиями. Может, предательству способствовали неудачи и разочарования в семейной жизни. А может, просто деньги. Сегодня СМИ сообщают, что, несмотря на неплохие доходы, состояние судьи было довольно скромным — никакой недвижимости, старый автомобиль и долги в банках.
Независимо от того , что именно подтолкнуло судью к измене, эта история служит хорошей иллюстрацией того, что Польша оказалась в эпицентре тайной шпионской войны. Поскольку Польша — прифронтовое государство и база поддержки для Украины, она стала объектом масштабной и агрессивной разведывательной деятельности России и ее союзника, Беларуси.
Нам почти ничего не известно о битвах этой разведывательной войны. Мы слышим о них лишь тогда , когда карьера тайных агентов завершается арестом или зрелищным побегом, как в случае Томаша Шмидта. Кто знает, может быть, его история еще получит продолжение.
Перевод Сергея Лукина