Будь города Трехградья братьями и сестрой , Гданьск считался бы умным, Гдыня красивой, а Сопот — смешным. Так сказал мой муж, когда я пожаловалась, что не знаю, с чего начать эту статью. Удивительно, но Сопот, как оказалось, — одно из главных тусовочных мест на Балтике. У меня он всегда ассоциировался с пастельными домиками, деревянными верандами, богемой. Какой же он на самом деле?
Эльзасец Хаффнер — отец-основатель курорта
Очарование этой местности поморяне открыли для себя еще в раннем средневековье. В VII веке они построили крепость , которая находилась в десяти минутах ходьбы от современного Мончака (неофициальное название улицы Героев Монте-Кассино). Индустрия развлечений также зародилась здесь в давние времена — известно, что около 1400 года, когда в краковской университетской аудитории Collegium Maius студенты слушали первые лекции, в деревне Сопот уже работал трактир, которому столетие спустя дали красивое название «Мыс Доброй Надежды». Однако по-настоящему переломный момент наступил с прибытием в Сопот эльзасца Жана Георга Хаффнера.
Хаффнер родился в последней четверти XVIII столетия , и, хотя Сопот существовал задолго до него, его принято считать отцом-основателем курорта. На Балтику он попал во время наполеоновских войн вместе с девятым полком гусар одной из частей австрийской армии. Офицер-медик не тяготел к воинской службе — он неоднократно подавал рапорты об увольнении, ссылаясь, в частности, на боль в левой ноге. Но его начальство не считало этот аргумент убедительным. Ситуация изменилась, когда Хаффнер в 1808 году, всего через год после прибытия на Поморье, женился на гданьчанке Регине Каролине Бёттхер, вдове с семью детьми. Именно дети, растущие без отца, смягчили сердца военных, и год спустя Хаффнер ушел в отставку, чтобы развивать частную практику и свой интерес к изучению свойств минеральных вод. Сперва он открыл врачебный кабинет в Гданьске, а в 1823 году взял в аренду два участка в приморской части Сопота и заложил первый камень в строительство купальни. Спустя год появился первый Курортный дом, деревянный пирс, кабины для переодевания, приморский парк и территории для прогулок.
В 1901 году Сопот получил городские права. Из кризиса , вызванного, в том числе, эпидемией холеры, ему помогла выйти железная дорога, быстро и с удобствами поставлявшая на Балтику новых курортников. Каждое лето сюда прибывало без малого 20 тысяч приезжих, жаждущих отдыха на море и курортных развлечений. Сопотяне прилагали все усилия, чтобы не обмануть ожиданий — именно в этот период появились теннисные корты, Северная и Южная купальни, построенные по норвежскому образцу, Лесная опера и водолечебницы.
Парковая , прежде носившая названия Проста и 22 июля — это идеальная сопотская улица. Она была проложена в первой половине XIX столетия, став неотъемлемым элементом зарождавшегося курорта. Здесь есть все, чего душа пожелает — и близость к морю, и тишина, и красиво декорированные эклектичные здания начала ХХ века, и тюльпаны словно с гравюр голландских мастеров, и даже несколько старинных рыбацких домиков, которым почти 200 лет, а все культовые достопримечательности находятся в 10–15 минутах ходьбы от дома. Парковая улица привлекает также необычными апартаментами — «У художников» (U Artystów).
То , что это место особенное — сразу бросается в глаза. Деревянные полы, насыщенные цвета (которые в сочетании с белизной не перегружают восприятие, а только интереснее играют), интригующие предметы — сундук в разноцветных пятнах краски, кофейник, стоящий на видавшей виды палитре. Наблюдательный посетитель подметит и исторические детали — аутентичные деревянные двери с замками и ручками искусной работы, кафельную плитку в ванной с изящным флористическим мотивом, лепнину. И искусство, целое море искусства. Последнее не удивляет, учитывая, что хозяева дома — профессиональные художники.
Подсчитали — прослезились
Александра Шевчук , которую все называют Сандрой — популярная художница, создающая экспрессивные абстрактные композиции, а Лукаш Качмарек — арт-директор в рекламном агентстве и художник-график. «Эта квартира — еще и галерея работ Сандры» , — говорит Лукаш. На стенах можно увидеть также плакаты его авторства и работы их с Сандрой друзей. Искусство оставило свой след и на деревянном полу — Лукаш объясняет, что капли краски на половицах остались еще с тех лет, когда он руководил здесь художественной школой, и с тех пор, когда помещение использовалось как мастерская. Лукаш решил не избавляться от них, чтобы сохранить память о художественном прошлом квартиры. Невозможно отрицать, что именно в этом и кроется ее очарование.
Когда я спрашиваю у хозяев , почему они решили поселиться в этом городе, то выясняется, что они мечтали о Сопоте еще до того, как познакомились.
Лукаш родился в центральной Польше и всегда хотел жить именно здесь. Однажды он , недолго думая, забрал свою легавую и отправился жить к морю. Александра родом из Гдыни, и тоже мечтала о Сопоте. И о легавой. Эта история просто не могла сложиться иначе.
А история дома? «Это такой обычный доходный дом. Некоторые сопотские подъезды в самом деле поражают воображение , но наш ничем не примечателен» , — говорят Александра и Лукаш. Мое варшавское сердце , которое при виде чего-то довоенного начинает учащенно биться, затрепетало. Ничем не примечателен? А оригинальная деревянная лестница? А элементы отделки с немецкими надписями, определенно, начала ХХ века? А витражные стекла, отбрасывающие на пол веселые блики? Лукаш, возможно, неверно истолковав мое замешательство, рассказывает, что, по слухам, незадолго до Великой депрессии две сестры, Антония и Розалия Пеншке, решили инвестировать все свои сбережения и купили дом на Парковой, а вскоре случился крах. Валли, бывшая хозяйка недвижимости, теперь на сумму, вырученную от ее продажи, могла купить, в лучшем случае, дверную ручку.
В стороне от туристических маршрутов
А предметы в их квартире? Они сами нашли Сандру и Лукаша. Красивую , необычную лампу художникам подарила пожилая преподавательница, не сомневавшаяся, что они оценят уникальность этой вещи; столик они нашли на помойке и собственноручно отреставрировали.
Я решила немного покопаться в документах , рассказывающих об истории дома. Здание построено примерно в 1905 году по заказу Германа Зиха. Тот, судя по всему, был человеком состоятельным: помимо дома 63 на Парковой, он примерно в то же время построил неподалеку, на улице Понятовского, дома 2 и 4–6. И хотя в описании памятника нет ни слова об архитекторе, существуют основания полагать, что его создатель — Вильгельм Липпке, в первой половине ХХ века застроивший добрую половину Сопота. Подтверждением этой теории может служить и тот факт, что именно Липпке спроектировал упомянутые дома на улице Понятовского, а кроме того, на фотографии 1910 года бросается в глаза сходство между виллой «Роза» (Понятовского 4–6) и нашим домом на Парковой.
Через несколько лет после завершения строительства Герман Зих продает здание , поделив его пополам — в 1912 году владельцем дома 63а на Парковой становится городской советник Бенно Йохим. Кроме него, в здании проживает еще Розали Дик. В 1922 году Йохим продает здание Якобу Крайкеманну — предпринимателю, проживающему в Гданьске , одному из представителей химической фабрики в Грюнау, которая, как гласила реклама, размещенная в 1930 году в издании Przegląd Budowlany, производила строительные материалы. Проходит десять лет, и Крайкеманн тоже продает здание. Было ли его решение связано с нараставшими антисемитскими настроениями? А может быть, оно было продиктовано исключительно экономическими причинами? Этого мы, конечно, уже не узнаем.
На протяжении последующих двух десятилетий в доме жили , сменяя друг друга: бондарь Арнольд Бергер, предприниматель Э. Пашке, спустя два года банковский служащий Отто Шюнеманн и крупье Франц Камин. Кто знает, может быть, однажды он обслуживал игрока казино, который после их встречи стал одним из героев мрачной легенды о сопотской «аллее висельников». («Аллеей висельников» называли аллею, которая тянулась от «Гранд-отеля» через Северный парк. Ее дурная слава возникла еще в довоенное время, когда банкроты, проигравшие все свое состояние в казино, выйдя из отеля, направлялись в темный парк и вешались на деревьях.) Немецкая адресная книга обрывается в 1942 году на техническом инспекторе Германе Эрдбрюггере. Своеобразную гостевую книгу нынешние его хозяева держат в голове.
Спрятанная близ достопримечательностей и пляжей Парковая улица , граничащая с Южным парком, — одна из нетуристических достопримечательностей Сопота. По обе стороны она застроена виллами, которые в довоенное время были доходными домами или пансионатами. Нельзя обойти вниманием дом под номером 10 с богатым эклектичным декором, возведенный в первые годы XX столетия. Неизменно приковывает взгляды и вилла под номером 43–45 («дом под совами»), спроектированная Карлом Куппершмитом — образец типичной архитектуры курортного Сопота первого десятилетия прошлого века. Рыбацкие домики XIX века — это владения 24, 46 и 47. На Парковой, 5 находится церковь Спасителя (kościół Zbawiciela) евангелистско-аугсбургского прихода, созданная Адольфом Билефельдтом, архитектором, по чьим проектам построены многие знаменитые здания Сопота.
В 2022 году после реконструкции Парковая получила статус вунерфа — улицы , где приоритет отдается пешеходам и велосипедистам, с ограниченной скоростью автомобильного движения. А в 2023 году она получила награду Общества польских урбанистов за то, что «повышение привлекательности прибрежной части города и направление туристического потока в этот район позволило привлечь внимание к исторической архитектуре».
***
Похожи ли современные туристы на тех , кто приезжал сюда сто лет назад? Я рассматриваю старые открытки и фотографии, на которых навсегда застыло время. На пирсе, как и сейчас, многолюдно, пляж полон отдыхающих. Люди из прошлого выглядят немного комично — мужчины в костюмах, с часами на цепочке, в элегантных кожаных туфлях, дамы в платьях до земли и огромных шляпах со страусиными перьями, склонились над вышиванием. Зофья, жена знаменитого скрипача Павла Коханьского, лежит прямо на песке в красивом светлом платье и подобранных к нему перчатках до локтей. Интересно, как ей удавалось ходить по пляжу в этих туфельках на каблуках. Лежак впритык к лежаку, человек бок о бок с человеком. И подумать страшно, что здесь творилось бы, если бы тогда уже появились пляжные параваны.
Перевод Сергея Лукина
Благодарим редакцию журнала Spotkania z zabytkami за возможность публикации статьи