В Польше , не только в городских предместьях, но и в сельской местности, появляется все больше частных домов, перед входом в которые имеется характерное крыльцо с колоннами. Это — лишь один из множества признаков увлечения мотивами, которые ассоциируются со шляхетской культурой старой Речи Посполитой.
Польская усадьба
Шляхта — привилегированное социальное сословие , пользующееся политическими правами, — в польско-литовской Речи Посполитой составляла относительно большой процент населения. И хотя цифра 20 %, которую иногда можно встретить, несомненно, преувеличена — оценки, в которых указывается максимум 10 %, ближе к истине, — доля дворянского сословия здесь все равно была в несколько раз выше, чем в других европейских странах. Кроме того, шляхта занимала в Речи Посполитой исключительно сильные позиции — это ее представители устанавливали законы и выбирали короля, чья власть была ими же и ограничена. В XVI–XVIII веках польско-литовские элиты образовали своеобразную культурно-идеологическую формацию. В отличие от подданных крестьян, шляхта якобы произошла от древнего народа, сарматов. Отсюда возник термин «сарматизм», определяющий идеологию, на которой основано господство шляхты в государстве, ее власть над крестьянами, а также превосходство строя и культуры Речи Посполитой над другими странами.
Ключевым элементом шляхетского этоса была сельская усадьба. Жизнь шляхты в Речи Посполитой не сосредотачивалась вокруг королевской особы и ее резиденции , как это было в Англии или во Франции, где самым известным примером может служить «золотая клетка» Версаля.
Более того , польско-литовская шляхта с неохотой селилась в городах, предпочитая сельскую жизнь, охоту и возможность лично управлять своими поместьями.
Внешний вид усадеб был самым разнообразным. Их строили в соответствии с господствующими вкусами своего времени: сначала в стиле ренессанса , затем — барокко, классицизма, эклектики и неостилей. Неостили — обобщенное название всех «вторичных» архитектурных стилей в западном искусстве середины XVIII–XX веков, основанных на обращении к традициям и формам прошлых эпох; одно из первых проявлений эклектики. До разделов в Речи Посполитой в конце XVIII века преобладали деревянные барочные усадьбы с высокими многоскатными крышами и выступающими угловыми помещениями , называемыми альковами. Однако более долговечными оказались кирпичные усадьбы в стиле классицизма, возведенные на рубеже XVIII–XIX веков.
Небольшая крытая колоннада перед входом — это редукция монументальных дворцовых портиков , которые, в свою очередь, берут начало в популярных тогда образцах античного искусства. Усадьба в стиле классицизма не была уникальным польским явлением: она отвечала основным принципам общеевропейской моды на подражание Древней Греции и Риму. Но именно такую усадьбу великие польские литераторы и живописцы XIX века, а также современные кинематографисты, увековечили как архетип польскости и оплот патриотизма.
Основное место действия национального эпоса Адама Мицкевича «Пан Тадеуш» — усадьба в Соплицово.
Среди таких полей , на берегу потока,
В густом березняке, на горке невысокой
Шляхетский старый дом стоял в былые годы;
Скрывали тополя его от непогоды,
И стены белые за порослью лесною
Издалека ещё сияли белизною,
Фундамент каменный, а домик деревянный... Здесь и ниже — перевод Сусанны Мар
Таким образом мы узнаем , что усадьба в Соплицово была деревянной. Чуть дальше появляется упоминание о крыльце (Вот шляхтич молодой на бричке пароконной , / Объехав рысью двор, к крыльцу свернул с разгона) , Вот шляхтич молодой на бричке пароконной, / Объехав рысью двор, к крыльцу свернул с разгонано о его внешнем виде ничего не известно. Тем не менее , в современном общественном сознании эта усадьба выглядит так, как в экранизации Анджея Вайды 1999 года.
Фильм снимался в Туровой Воле , недалеко от города Скерневице. Местная усадьба, которая до «Пана Тадеуша» успела «сыграть» еще в нескольких фильмах и сериалах, восходит к началу XIX века, однако свой нынешний облик она обрела в 1980-х годах.
Это строение идеально отражает стереотипное представление о «польской усадьбе» — одноэтажное кирпичное здание со стенами , покрытыми белой штукатуркой, и с обязательным крыльцом с колоннами.
Усадьбы были местом действия и многих других классических произведений польской литературы. В качестве идеализированного оплота традиции и патриотизма они были представлены в том числе и в трилогии Генрика Сенкевича (романах «Огнем и мечом» , «Потоп» и «Пан Володыёвский»), «Кукле» Болеслава Пруса, «Над Неманом» Элизы Ожешко, «Кануне весны» Стефана Жеромского, «Ночах и днях» Марии Домбровской, во многих произведениях Марии Родзевич…
Когда в конце XIX века на волне развивающегося национализма во всей Европе искали «национальные» формы в архитектуре , в Польше наряду с, например, закопанским возник и так называемый усадебный стиль. Возведенные в этом духе строения должны были напоминать «классическую» польскую усадьбу: одноэтажные , с высокой крышей и непременным портиком с колоннами. Впрочем, стоит отметить, что обращение к архитектуре рубежа XVIII–XIX объекты происходило и в Германии — так называемый «стиль 1800».
Но особо популярным усадебный стиль стал в межвоенный период — прежде всего в 1920-е годы — как архитектурное выражение восстановления независимости и закономерная реакция на прежние ограничения форм репрезентации польскости властями государств-оккупантов в период разделов. Характерный вид усадьбы зачастую придавали загородным виллам , к примеру, в «городах-садах», строившихся в те годы под Варшавой. Неслучайно именно такой облик обрела вилла Милюсин в Сулеювеке, принадлежавшая Юзефу Пилсудскому. В свою очередь , на востоке страны (теперь это запад Беларуси и Украины) строились «усадебные поселки» для государственных служащих, что должно было подчеркнуть «польскость» земель, на которых поляки составляли меньшинство населения.
Усадьбы без шляхты
Межвоенный период был также временем постепенного упадка польского помещичества. Формально привилегированное положение шляхты в Польше закончилось с принятием в марте 1921 года конституции , которая ввела равенство граждан перед законом.
Усадьбы утрачивали свое прежнее значение центров поместий , становившихся все более анахроничными, и уже не вписывались в реалии рыночной экономики.
Но в то же время продолжалась и мифологизация польской усадьбы. Ярким примером тому может служить надпись над входом дворца в Пенцице под Варшавой: «Я есмь польская усадьба , что отважно сражается и верно стережет». Идеальному образу усадьбы не повредили не только экономические трудности , но и высмеивание связанных с ней традиций — в частности, в знаменитом романе Витольда Гомбровича «Фердидурке». Гомбрович , родившийся в усадьбе, писал о ней так:
О , есть на земле и в жизни места более или менее детские, но сельская усадьба, пожалуй, самое детское такое место. Здесь барство и народ взаимно держатся и удерживаются в ребенке, тут каждый каждому ребенок. Продвигаясь все дальше босиком по коридору, скрываемый чернотой, я шел, словно в дворянское прошлое и в собственное детство, а чувственный, телесный, инфантильный и непредсказуемый мир обнимал меня, всасывал и втягивал. Слепота поступков. Автоматизм рефлексов. Атавизм инстинктов. Барско-ребячья фантазия. Перевод Андрея Ермонского
Внезапный конец мира усадеб настал в 1944-1945 годах. Коммунистическая земельная реформа лишила поместий всех , у кого было свыше 50 или 100 гектаров земли (в зависимости от региона). Потомки шляхетских семей были вынуждены покинуть свои родовые дома, перешедшие в государственную собственность. В последующие десятилетия большинство из них разрушались: некоторые были демонтированы, но чаще всего эти усадебные дома — заброшенные, без всякого ремонта — просто постепенно приходили в упадок. Лишь немногим посчастливилось: в них разместились музеи или другие культурные учреждения, и благодаря этому они уцелели.
После 1989 года некоторые усадьбы обрели новую жизнь , однако это произошло небыстро и непросто. Польша до сих пор системно не решила проблему возврата недвижимости, в том числе поместий, законным довоенным владельцам. В некоторых случаях, после многолетних изматывающих судебных процессов, наследникам удавалось вернуть себе прежнее имущество. Однако возврат касался только самих зданий — как правило, разрушенных, — без сельскохозяйственных земель, служивших когда-то для их содержания. Другие помещичьи усадьбы выкупили и отреставрировали новые владельцы, чтобы жить в них или использовать здания в коммерческих целях — чаще всего как отели и популярные площадки для проведения свадеб. Однако не составит труда найти объекты, которые так до сих пор и не дождались хозяина и находятся под угрозой исчезновения. А иные и вовсе уже развалились окончательно.
Современные усадьбы
Чем реставрировать старинную усадьбу , дешевле построить новую. И здесь мы подходим к теме, затронутой в начале статьи. Сегодня псевдоусадебные формы используются как в жилищном строительстве, так и (пожалуй, особенно охотно) в гостиничных объектах и свадебных залах. В интернете легко можно найти специальные страницы и предложения компаний, специализирующихся на такого рода объектах, которые уверяют, что новая усадьба — идеальное сочетание традиции и современности. «Усадебность» обычно сводится к портику перед входом, причем его пропорции существенно отличаются от классического канона: колонны либо слишком толстые, либо чересчур тонкие, не имеющие цоколя и капителей, а сам портик непропорционально мал (или слишком велик) по отношению ко всему зданию. А рядом с портиком вместо стены с симметрично расположенными окнами можно увидеть автоматические гаражные ворота.
От исторических образцов новые «усадьбы» резко отличает и их окружение. Когда-то усадьбы были центрами обширных земельных угодий , где предполагались многочисленные хозяйственные постройки и сады, раскинувшиеся порой на несколько гектаров. К жилому дому, окруженному старыми деревьями и цветочными клумбами, вела аллея, по обе стороны которой простирали кроны вековые деревья. Сегодня же участок под застройку должен быть как можно меньше, а «усадеб» на нем — как можно больше. Основное пространство участка чаще всего занимает здание, а для сада места почти (или совсем) не остается.
Польская любовь к усадьбам проявляется и во многих других плоскостях. К самым очевидным относятся многочисленные книжки типа «Польские усадьбы» или «Повседневная жизнь в усадьбе». Помимо псевдо-усадебной архитектуры , «усадьбами» принято называть гостиницы, свадебные залы и рестораны, независимо от того, как выглядят эти объекты.
Стоит упомянуть , что классические «польские» усадьбы смотрят на покупателей и с полок продуктовых магазинов. Если товар рекламируется как «сельский», «традиционный» или «экологичный», на этикетке это очень часто символизирует сельский пейзаж с непременной усадьбой с портиком при входе. Усадьбы можно встретить на упаковках сосисок, сыров, печенья и алкоголя, независимо от цены и качества продукта. Интересно, что в этом случае теоретически было бы более адекватным изображение крестьянского хозяйства, но, видимо, с точки зрения маркетологов крестьянская изба выглядит не слишком привлекательно.
Точно так же (возвращаясь к теме строительства) очень редко можно увидеть новые проекты , ассоциирующиеся с традиционной деревенской архитектурой, еще недавно столь распространенными деревянными избами и хозяйственными постройками, крытыми соломой. Сегодня домá в польской деревне ничем не отличаются от тех, что строят в городах и пригородах, и многие из них имеют вышеописанные «усадебные» элементы.
Как и в любой европейской стране , подавляющее большинство польского населения имеет крестьянское происхождение. К сожалению, в Польше такие корни до сих пор мало ценятся. Обращаясь к популярным сейчас генеалогическим исследованиям , многие люди пытаются отыскать именно шляхетных предков. Порой это даже приводит к созданию искусственных генеалогий, «облагораживающих» происхождение клиента.
Любовь к шляхетской традиции и к миру усадеб тем более парадоксальна , что предки большинства жителей Польши едва ли могли оценить пленительное очарование этой традиции, потому как не покладая рук работали на ее поддержание. В отдельных случаях можно говорить прямо-таки о прославлении того самого уклада, ради сохранения которого предков нынешних восторженных поклонников просто-напросто эксплуатировали.
Но романтическое очарование шляхетного прошлого оказывается слишком сильным , и до сих пор появляются очередные, более или менее успешные, а порой и полностью анахроничные попытки подогнать образ идеальной польской усадьбы к современным экономическим и культурным реалиями. А значит, несмотря на все перемены, сделанные более 80 лет назад, наблюдения Гомбровича все еще в значительной степени актуальны.
Перевод Елены Барзовой и Гаянэ Мурадян