Чтобы увидеть, насколько сильна в польской деревне женщина, достаточно посетить деревню Гвоздец в Малопольском воеводстве. Многие мужчины уехали отсюда на заработки за границу, но жены не стали просто ждать их, сложа руки. Они решили организовать тематическую деревню – обычно это означает какую-то специализацию (например, все жители дружно выращивают помидоры или пекут хлеб), а здесь решили сделать брэндом само женское лицо деревни. Староста в Гвоздеце – женщина, большинство членов добровольной пожарной дружины – тоже, да и тракторами в поле частенько управляют как раз хозяйки. Даже покровительницей прихода и костела с древнейших времен является женщина, св. Екатерина Александрийская. Так что гвоздецкие дамы не зря говорят: «Наша деревня на женщинах держится!»
– Первой хозяйкой Гвоздеца была графиня Лянцкоронская, первым директором школы и одновременно ее строителем — тоже женщина. И сейчас эту должность занимает женщина, староста деревни тоже женского пола… так что все у нас в руках женщин. Мы, конечно, не преуменьшаем роль мужчин, они нас поддерживают, помогают нам, но мы хотим показать, какой силой обладают женщины. Не скрою, что на выбор слогана «Деревня под женской рукой» повлияли и археологические открытия, сделанные в нашей местности. Среди прочего здесь найдены зерна пшеницы и следы яблок, которые ассоциируются с Евой, первой женщиной. Мы взялись за проект тематической деревни с интригующим названием, потому что хотели действовать, – говорит Данута Сепеля, староста деревни.
С тех пор, как Гвоздец начали продвигать как тематическую деревню, его посещают туристы. Жительницы руководят художественными мастерскими, демонстрируют гостям пение белым звуком, в котором они специализируются, а также предлагают посетителям угощение. Деревня под женской рукой даже стала модным местом для проведения девичников. Все это не только доставляет жителям большое удовольствие, но и дает дополнительный источник дохода. Деревня возродилась, жители, по их словам, стали больше общаться друг с другом, делать что-то совместно и значительно чаще улыбаться.
Вообще живущие в деревнях женщины весьма амбициозны. Они являются движущей силой: работают в хозяйствах, развивают и интегрируют свое окружение. Деревенские женщины образованы лучше живущих в деревне мужчин; они все еще уступают по этому показателю горожанкам, но, если говорить о динамике, именно жительницы деревень совершили самый большой скачок. В 1992 году женщины с высшим образованием насчитывали в деревне лишь 1,9% от общего числа, а в 2007 году уже 8% (среди мужчин соответственно 1,85% и 5,3%).
Инициаторами создания многих тематических деревень в стране были именно женщины. Так, в частности, обстоит дело в Деревне песка и камня и Деревне чар и магии Нижней Силезии, или Хлебной деревне в Куявско-Поморском воеводстве. Их деятельность привела к созданию огромного социального капитала, дающего и ощутимые материальные результаты.
– Когда-то в Яньей Гуре просто выращивали зерновые, сосед не знал соседа, мало кто друг с другом разговаривал. После воплощения идеи туристической деревни, посвященной хлебу, посреди деревни появилась специальная печь, мы создали у себя образовательную тропу «От зернышка до каравая», устраиваем хлебные курсы, печем хлеб вместе с туристами. У нас много гостей и много радости от совместной работы – подчеркивает Данута Меггер, руководитель Хлебной деревни.
Многие поляки до сих пор видят деревенскую женщину исключительно женой крестьянина, помощницей по хозяйству. Прежде так оно и было, хотя и тогда, на самом деле, ситуация была двоякой.
Женщины имели ряд домашних обязанностей — огород, уход за некоторыми животными, забота о детях и стариках, уборка, готовка. Обычно они занимались этим без участия мужчин. С другой стороны, они одновременно были своего рода резервной рабочей силой на случай, если мужских рук не хватало.
Еще до Второй мировой войны экономист Ян Цужитек, сотрудник Государственного научного института сельского хозяйства, обработал и опубликовал результаты бухгалтерского учета в крестьянских хозяйствах. Оказалось, что женщины работают примерно на 500 часов (то есть почти на 21 день в году) больше, чем мужчины. При этом, конечно, их труд не ценился по достоинству.
Конечно, в деревне и сейчас есть такие женщины, которые довольствуются ролью хранительницы очага. Однако все больше тех, кто самостоятельно руководит хозяйствами, причем очень успешно. В Польше женщины составляют более 40% рабочей силы в аграрном секторе и руководят почти 30% всех хозяйств.
Но, несмотря на то, польские крестьянки полноценно работают и зачастую берут на себя те же обязанности, что и мужчины, они по-прежнему нуждаются в институциональной и финансовой поддержке. Это позволило бы им максимально увеличить производительность труда и доходы.
Крестьянка Божена Сераньская из мазовецкой деревни Жукувка уже 25 лет вместе с мужем занимается промышленным выращиванием картофеля. Несмотря на то, что на ней лежат обязанности, связанные с ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, ее неравнодушие, решительность и привязанность к земле помогли ей создать крупное аграрное предприятие.
– В деревне часто действует такое разделение: твоя роль, моя роль. Мужчины чаще всего занимаются сельхозтехникой и работают в поле, тогда как на женщинах лежит не только собственно хозяйство, но и заботы о доме и семье. Многие женщины посвящают этой работе столько же времени, энергии и упорства, что и мужчины, поэтому их роль нельзя преуменьшать, – подчеркивает Божена. – Было бы хорошо, если бы женщины имели такие же возможности в сельском хозяйстве, как мужчины. Я вижу, что этот процесс уже начался, и верю, что он будет продолжаться, – добавляет она.
Улучшению положения женщин в этой сфере способствует и финансовая помощь Евросоюза (разного рода активизация сельских жителей), и государственная поддержка — ею пользуются, например, Объединения сельских хозяек. Так что, несмотря на традиционное восприятие женщины в деревне как фигуры второго плана и недооценку ее вклада, ситуация в Польше действительно меняется.
Перевод Владимира Окуня